У Старка
 
 
 

1917 год. Мысли фронтовика из д.Тихоновой.

дата: 11.01.2013, 21:16 | просмотры: 2 478 | категория: История района

0 Просматривал в архиве фонд Исполкома Западно-Сибирского Совета крестьянских депутатов и обнаружил в нём письмо в этот самый исполком от жителя деревни Тихоновой.

Итак:

"
Совету Крестьянских Депутатов
Областного Управления в г.Омске.

Я прибыл 15 Мая сего года с Русско-Германского фронта как уволенный за выслугой лет, и как борец за социальное дело, гудение-во все кокола-тревоги о том что нет хлеба в армии и нет хлеба в тылу немогу переносить.
Живу в деревне как крестьянин сельским писарем, поэтому знаю нового гражданина в деревне, новый гражданин заботиться набить свой нос всем лучшим. Короче, мужики в деревне говорят: городу хлеба мы не дадим, пусть они сами сеят, а не кастрюли облизывают. Но это грубая ошибка. В городах есть всякие люди. Бедные будут без хлеба, а богатому мужик сам привезёт.
Мужики говорят: Пусть едут к нам солдаты с фронта мы хлеба так дадим и продадим.
Поэтому, как стар. унт. офиц. 5 летней действ. драгунской службы, двухгодичной русско-японской войны и двухгодичного пребывания текущей войны, насмотревшийся на мошенничество начальников частей в которых я служил и настрадавшийся черезчур досыта.
Я скажу:
1.Надо теперь же послать солдат деятельных-любящих свою родину, человек по 10 на волость, в Волостные Продовольственные Комитеты вооружённых и реквизировать излишний хлеб; оставя на едока 1 ½ а мало 2 пуда, на лошадь и другой скот по определению совета.

2. В армии же написать, выслать уполномоченных солдат и офицеров за покупкою хлеба по деревням и за пожертвованным хлебом.

И 3. Не надо думать о том, что мы свою область сделаем голодной, а другие области нас обманут бездействием своим.

Нет, в Сибири мужик не привык себя лишать лучшего куска. Он и после реквизиций у него хлеба сумеет продать пудов со ста вместо 5 руб. 10 коп. пшеницу по 8-9 руб.
Пошлите же ради благо Родины, солдат по волостям, ибо мужички потеряли веру в старое начальство и не верят комитетам, где по их мнению сидят теже господа.

К сему подписуюсь гр-н дер. Тихановой, Верхне-Омской волости, Каинского уезда Томской губ. Филипп Губарев. 1917 года Ноября 1 дня."

P.S.
Орфография автора сохранена.

Западно-Сибирскоий Совет крестьянских депутатов был представительным органом СРов т.е. социалистов-революционеров. А исполнительный комитет соответственно возглавлял его работу.
З.С.С.К.Д. базировался в г.Омске, выпускал свою гзету: «Слово Трудового Крестьянства».
 

Историко-статистическое описание 100 посёлков

дата: 7.05.2012, 00:13 | просмотры: 5 003 | категория: История района

2 1895 году в Москве была издана книжка "Материалы для изучения быта переселенцев, водворенных в Тобольскую губ. за 15 лет" (с конца 70-х годов по 1893 год) .- Москва : Тип. О-ва распространения полезных книг , 1895.
Книга состояла из 2-х томов:
Т. 1: Историко-статистическое описание: 100 поселков/ предисл. А. Станкевича .- Москва : Тип. О-ва распространения полезных книг , 1895 .- V, 541 с. .- Печатается по распоряжению Министерства внутренних дел.
Т. 2 .- СПб. : Т-во "Печатня С. П. Яковлева" , 1897 .- [V], 121, 31 с. : табл.

В том числе в этой книге описывалась история отдельных населённых пунктов западной части нынешнего Усть-Таркского района (до революции эта территория входила в Еланскую волость Тюкалинского уезда Тобольской губернии) и собственно Еланской волости.

И хотя скачать с интернета мы эту книгу не можем, однако появилась возможность посмотреть её онлайн на сайте Президентской Библиотеки имени всеми "любимого" ЕБНа. prlib.ru
 

Деревня Усть-Тарка, зимовья Назарово и Хохлово в 1750-52гг.

дата: 8.04.2012, 14:59 | просмотры: 4 695 | категория: История района

2 Наверное многих интересует когда начала заселяться территория современного Усть-Таркского района, какие населённые пункты были созданы первыми, откуда прибыли их жители.
Однако, данных на этот счёт весьма немного(как я понимаю, серьёзно этим никто не занимался), зачастую они противоречат друг-другу, а то и вовсе легендезированы(например как основание с.Еланского якобы в 1680-90 гг.-источником является книга выпущенная в 1895 году.)
Недавно мне в архиве попался достаточно интересный документ, который я бы хотел здесь привести, чтобы добавить кое-какие крупинки информации о территории района в середине 18 века.
 

О взаимоотношении органов власти и религии в районе

дата: 3.04.2012, 23:45 | просмотры: 3 566 | категория: История района

0
(по документам районного архива)

После октябрьских событий 1917 г. отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви. Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. В.И. Ленину направлено письмо, где прямо предупреждали властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г. в Москве второй сессии Поместного собора патриарх Тихон призвал «верующих чад Православной Церкви с такими извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение». Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью. Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади.

Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи с церковью и, прежде всего, с православной. Борьба с церковью достигла кульминации в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. В ходе изъятий религиозные организации лишились имущества и драгоценностей на огромные суммы. Была создана Антирелигиозная комиссия Политбюро ЦК РКП (б), которая стремилась парализовать церковную жизнь граждан России. Антирелигиозная деятельность стала официальной государственной политикой. Молодежь воспитывалась в духе атеистического мировоззрения. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», согласно которому все религиозные организации объявлялись контрреволюционной силой. Оно стало приговором для многих священнослужителей, которых облагали непосильными налогами, в случае неуплаты которых - могли арестовать, а приходы - закрыть. И все же в тяжелейших условиях Русская православная церковь продолжала пастырское служение, используя любые возможности для духовного окормления своих чад. Первые послабления для церкви и верующих наступили только в годы Великой Отечественной войны. Постановление «О религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями, в частности Указом Президиума ВС РСФСР от 23 июня 1975 года, действовало вплоть до распада СССР.

Рассмотрим вопрос о взаимоотношении органов государственной власти и религии в нашем Усть-Таркском районе по документам районного архива.
 

Символика Усть-Таркского района

дата: 17.06.2011, 10:37 | просмотры: 5 869 | категория: История района

0 26.03.2007 г. в адрес Председателя Геральдического совета при Президенте Российской Федерации – герольдмейстеру Г.В. Вилинбахову было направлено письмо о геральдической экспертизе герба и флага Усть-Таркского района.

Направляю Вам пакет документов по гербу и флагу муниципального образования Усть-Таркского района Новосибирской области на геральдическую экспертизу с последующим внесением герба и флага Усть-Таркского района в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

Символика Усть-Таркского района
 

Центральной библиотеке - 75лет!

дата: 28.05.2011, 23:56 | просмотры: 4 059 | категория: История района

8 27-го мая в центральной библиотеке села Усть-Тарки прошло праздничное мероприятие, посвящённое 75-летию со дня её образования. Красивое, яркое, хорошо подготовленное мероприятие не оставило равнодушными гостей праздника.

Центральной библиотеке - 75лет!

Ведущие Конобелкина Ирина Дмитриевна и Наумова Алла Михайловна начали свой рассказ с 1936 года, с того самого времени, когда была создана библиотека.
 

Выставка архивных фотодокументов «Вспомним, товарищ»

дата: 4.05.2011, 23:09 | просмотры: 2 971 | категория: История района

0
К 66-летию
Великой Победы

С 29 апреля по 15 мая в отделе архивной службы администрации района открыта выставка архивных фотодокументов «Вспомним, товарищ». Выставка приурочена к значительной дате в истории нашей страны. Экспозиция посвящена 66-летию Великой Победы.

Выставка архивных фотодокументов «Вспомним, товарищ»
 

Усть-Тарка - вчера и сегодня

дата: 27.04.2011, 00:11 | просмотры: 6 604 | категория: История района

0
Усть-Тарка - вчера и сегодня

Усть-Тарка - вчера и сегодня
 

Выставка архивных фотодокументов

дата: 7.04.2011, 20:09 | просмотры: 3 340 | категория: История района

0
К 75-летию
Усть-Таркского района

В отделе архивной службы администрации района 24 марта открыта выставка архивных фотодокументов «Ты дорог мне, мой край родной!», посвященная 75- летнему юбилею Усть-Таркского района.

Выставка архивных фотодокументов
 

Проводы зимы много лет назад

дата: 13.03.2011, 17:38 | просмотры: 3 086 | категория: История района

0 Когда-то во времена, теперь называемые советскими, проводы русской зимы у нас отмечались с особым размахом. В лесу за селом расчищалась площадка для гуляний. Это было красочное и яркое зрелище. Каждая организация инсценировала какую-нибудь сказку. И столько было тут выдумки, фантазии, труда! Неделями самые умелые и творческие люди в коллективах трудились над созданием своих шедевров. Всё держалось в строгой тайне. Затем корабли, Емелины печи, огромных размеров Змеи-Горынычи и другие сказочные персонажи водружались на транспорт и медленно провозились перед зрителями и судьями, которые оценивали всё это, присуждали места и вручали денежные премии, удачно превращающиеся потом в коллективные праздничные застолья.
Проводы зимы много лет назад
Были конные бега, катания на тройках, торговля, что в условиях имеющегося товарного дефицита, было очень ценным.