1
Наше село до войны жило тихой и мирной жизнью. В селе было два колхоза. Люди работали на фермах, ухаживали за скотом, лошадьми, овцами, свиньями, огороднические бригады выращивали овощи для нужд колхоза. Растили детей, в каждом доме их было много. Тогда у всех все было одинаково. Не было злобы и зависти. Люди откликались на просьбы о помощи. Если была необходимость помазать, починить крышу, собирались сообща и помогали. Никто никому ничего не платил. После работы просто собирали стол, угощали вот и все. С уважением относились дуг к другу. Мирная работа, семья. Все это разрушилось в один миг.
Были в истории эпохи, залитые кровью, но как бы ни были страшны преступления, таких, как совершали солдаты Гитлера – не было. Им сказали: Россия – это добыча. И они убивали, все делали аккуратно: вешали, душили, закапывали живьем женщин, детей, стариков. Эти жалкие невежды, ничтожества.
Наше село провожало призывников со всего района. Самый большой набор, отправление было 20 июля 1941 года. Переправлялись через р. Омь на лодках, пароме. Уходили по дороге в сторону «Максина куста». Было очень много народу. Жара, пыль. Играла гармонь, кто-то пел, большинство плакали
Недалеко от дороги находился колодец у дома Трушихи, воду в нем выпили до дна. Будущих бойцов провожали чужедальнюю сторону всем селом. С маленькими детьми бежали жены, матери, сестры причитая и благословляя. Никто тогда не думал, что провожали надолго, а большинство уходили навсегда.
А далекая война, словно вешний пал, раздуваемая сильным ветром, охватывала все новые города и селения.
Почти все семьи в селе остались без хозяйских, до всего доходивших рук. Притихло село. Загорюнилось. Но необходимо было впрягаться в работу, помогать фронту, растить детей. Ведь каждый, уходя на фронт, наказывал: «Береги детей».