У Старка
 
 
 

ответ на письмо

дата: 31.07.2012, 21:07 | просмотры: 2540 | категория: Письма

5 Русская Православная Церковь
Новосибирская и Бердская епархия
Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами, Правоохранительными органами и казачеством.

Гридину
Георгию Александровичу


Уважаемый Георгий Александрович, Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон благословил меня ответить на Ваше письмо по поводу слов о.Александра на митинге в с. Усть-Тарка, посвященном Дню Победы.

Прежде всего, мы признательны Вам за Ваше внимание к словам священника и беспокойство о сегодняшнем бездуховном состоянии нашего общества.

Отец Александр, конечно же, высказывал не только лично свою точку зрения по поводу причин Великой Отечественной войны, но и то понимание причин войны, которое сложилось за многие века и тысячелетия религиозного опыта человечества.

На Руси ещё с древнейших времен люди искали причину воинских нашествий в духовной сфере. Человек грешит и ему посылается наказание. Например, в известной «Повести временных лет» в записи под 1068 годом о нашествии половцев читаем: «Грех же ради наших пустил Бог на нас поганых, и побегоша русские князи, и победиша половцы. Наводить бо Бог по гневу Своему иноплеменников на землю… Бог же не хочет зла человекам, но блага; Землю же согрешившую, которую любит, казнит Бог смертью или гладомъ, или наведеньемъ поганыхъ, или ведромъ, ли гусеницею, ли иными казнями, если ли не покаяемся…». Здесь летописец выступает лишь как свидетель явления воли Божией. Грех совершен перед Богом и наказание – от Бога. Значит, надо начинать с покаяния перед Богом, с возвращения к Богу, с исполнения Его заповедей. Отсюда проистекает отношение к врагам, как к «бичу Божию». Внешняя причина бед – нападение врагов; внутренняя – наши собственные грехи.

Очень важно понять вот что еще: неверно воспринимать наказание Божие как свидетельство ненависти Бога к согрешившему человеку. Опираясь на Священное Писание древние летописцы утверждают, что Бог наказывает того, кого любит. Наказывает, чтобы вернуть заблудшего на путь истинный. Страшно поэтому не наказание (ведь оно есть свидетельство внимания, попечения, заботы, промысла и более того – любви Божией), а страшна богоостваленность.

Современный же человек часто воспринимает «наказание», как – «насилие», забывая о том, что «наказание» происходит от слова «наказ». Отсюда же и – «научение», «вразумление»… (Кстати, точно так же говорит Русский народ о болезни – «посещение Божие» и болезнь рассматривается не только как зло, но и как возможность задуматься о своей жизни, ошибках, грехах, приведших к этой болезни). Поэтому выражение «наказание Божие», особенно – применительно к войне, нужно понимать как способ вразумления обезумивших, забывших Бога людей (вспомните, например, эпизод из фильма «Они сражались за Родина», когда герой С.Ф.Бондарчука под жестокой бомбёжкой начинает, наконец-то, молиться Богу).

Георгий Александрович, Вы взрослый человек и Вам, конечно же, известно, в какой ужас безбожия впал Русский народ после революции 1917 года и о страшных последствиях этого падения.

В 1917 г. в Российской империи было 112 тыс. священно- и церковнослужителей, а к 1941 г. их оставалось всего около 2 тысяч 500 чел. (2% от дореволюционной численности священно- и церковнослужителей). Из числа в 130 архиереев, окормлявших РПЦ до революции, в 1941 г. оставалось на кафедрах всего 4, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время.

Гонения на Русскую Православную Церковь в период 1929-1941 гг. были беспрецедентны по своей жестокости. Число церквей в Советской России сократилось примерно на 98%. К 1939 г. в РСФСР оставались не закрытыми всего 100 храмов (из почти 70 тысяч, которые были в 1917 г.)

По данным Комиссии по реабилитации Московской Патриархии, к 1941 г. было репрессировано за веру 350 тыс. чел. Например:
1937 г. – арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, расстреляно 85300.
1938 г. – арестовано 28300 чел., расстреляно 21500.
1939 г. – арестовано 1500 чел., расстреляно 900.
1940 г. – арестовано 5100 чел., расстреляно 1100.
1941 г. – арестовано 4000 чел., расстреляно 1900.

Георгий Александрович, вы ведь помните, как называлась 1-я пятилетка Советской власти – «пятилетка коллективизации», 2-я – «пятилетка индустриализации». А 3-я была какая? Начавшаяся в 1936 году пятилетка носила официальное название «безбожной пятилетка» - к 1942 году в СССР не должно было оставаться ни одной церкви, ни одного священника… Начиная с революции были взорваны, изуродованы, осквернены десятки тысяч храмов. На могилу Пересвета и Осляби (народных героев Куликовской битвы) в Симоновом монастыре взгромоздили компрессор, на месте разрушенного храма Казанской иконы Божией Матери, в его цоколе, - памятника освобождения Москвы от поляков в 1612 году, устроили общественный туалет… «Задерем подол матушке-России!» - хохотал нарком Каганович, поворачивая рубильник «адской машинки», взорвавшей Храм Христа Спасителя – памятника воинам, павшим на первой Отечественной войне 1812 г. И вот теперь, как возмездие, пришла ещё одна война, которая вскоре тоже получит имя Отечественной – Великой Отечественной и Советскому правительству пришлось не просто отложить планы уничтожения Церкви, но и полностью пересмотреть своё к ней отношение. И причина этому – начавшаяся война.

Уважаемый Георгий Александрович, известно ли Вам, как отреагировала Церковь на начало войны? Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Старгородский), в первый день войны произнес в кафедральном соборе Москвы свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Вот такие та были слова: «…Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью он и на сей раз развеет в прах вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родными им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину…
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним они и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит они народа своего и теперь. Благословляет она Небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг.
Если кому, то истинно на нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя…
Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнь своей.
Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу».


70 лет назад, в 1941 году воскресение 22 июня совпало с праздником Всех Святых, в земле Российской просиявших. Для всех верующих людей это было совершенно определенным знаком великой надежды, что начатая борьба непременно закончится победой нашего оружия.

Митрополит Сергий первый объявил в своей воскресной проповеди, что началась война, и призвал православных верующих встать на защиту Родины. Он велел разослать свою проповедь-призыв по всем действующим храмам и зачитывать её с амвонов (хотя это и было нарушением светских законов, запрещавших Церкви вмешиваться в общественную и политическую жизнь страны).

А 3 июля по радио, собравшись с мыслями, прочитав Послание мирополита Сергия, к советскому народу обратился и сам Сталин. Не суетливыми, ни к чему не обязывающим, набившим уже оскомину партийным обращение «товарищи», или холодным молотовским «граждане и гражданки» начал Сталин своё обращение. Неожиданные, забытые, казалось бы, но такие родные, священные слова услышал народ огромной страны от бывшего семинариста: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои…»

Надеюсь, что в своём кратком выступлении на митинге отец Александр не судил никого, а пытался объяснить простую истину о том, что война действительно есть наказание, т.е. – научение людей. Уважаемый Георгий Александрович, ведь Вы в своем письме высказываете беспокойство о безнравственности сегодняшнего общества. Быть может, в словах отца Александра Вы не услышали такого же беспокойства – ведь если мы сегодня не покаемся в нынешней безнравственности, как знать, не пошлёт ли и нам Господь «научение»?...

А нам, сегодняшним, как пишите Вы, действительно, Господь победы пока не даёт, ибо – «Бог спасает нас не без нас», но победить сегодняшние, как Вы сами пишите «бездуховность, стяжательство, распущенность, праздность...» мы, погрязшие в житейской суете, подчас и не пытаемся.

Если, как пишите Вы, «то (довоенное) общество было более духовным» и «было более христианским» (относительно нашего), то это только потому, что оно было ближе к дореволюционной России. Все наши генералы и маршалы до революции учили Закон Божий, ходили в церкви, исповедовании, причащались. Генеральные конструкторы военной техники получили образование в Царской России. Сам Верховный главнокомандующий тов.Сталин сбежал «в революцию» с 5-го (!) курса Тбилисской духовной семинарии (Мать Сталина перед своей смертью прямо сказала ему: «А всё-таки жаль, что ты не стал священником…»). Начальник Генштаба, бывший царский генерал, Б.М. Шапошников всю войну носил на груди образок святителя Николая-Чудотворца и начинал свой день горячей молитвой: «Господи! Спаси Россию и мой народ!» Маршал победы, Г.К. Жуков всю войну возил под потолком своей машины Казанскую икону Божией Матери, а в конце войны, уже не боясь ищеек Берии, открыто заходил в храм. Пока священник М.Василевский молился у Престола о победе русского оружия, его сын, маршал А.М.Василевский громил врага. Священники получали боевые награды: «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «Партизану Великой Отечественной войны»… Сталинскую премию получил митрополит Гор Ливанских Илия, который непрерывно, трое суток, молился в затворе Божией Матери и просил Её открыть, чем можно помочь России. И откровение было явлено ему. Он связался с Советским правительством и передал ему всё – потому то оказалась в Сталинграде, среди немногих удержанных нашими бойцами домов Казанская икона Божией Матери – и мы отстояли Сталинград.

На оккупированных территориях СССР открылось более 10 тысяч храмов. В 1943 году Сталин пригласил к себе оставшихся на свободе троих митрополитов, чтобы спросить у них: «Чем может помочь Церкви Советское правительство?...» По всей стране стали открываться храмы, священники возвращались из лагерей, тюрем и ссылок. Уже в 1941 году был распущен Союз воинствующих безбожников, а на Пасху 1942 года разрешены Крестные ходы. В Армию вернулись офицерские звания, погоны, гвардия, были введены ордена имени Александра Невского (святого Русской Церкви!), Кутузова, Нахимова, Ушакова (царских генералов и адмиралов!)… Кстати, Сталин нашел очень остроумный приём, чтобы подчеркнуть роль Церкви в войне с Германием – в качестве резиденции Патриарху было предоставлено здание бывшего германского посольства.

Берлин был взят 5 мая 1945 года, в субботу, а назавтра, 6 мая была ПАСХА, совпавшая ещё и с днём памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Даже Парад Победы, состоявшийся 24 июня, прошелся на Троицу.

Господь действительно даровал нам Победу, но даровал её в ответ на ПОКАЯНИЕ народа, на его молитвы и духовный подвиг самопожертвования. Наши с Вами отцы и деды на фронте и в тылу, исполняя завет Божий, данный Им накануне Своего распятия, «души свои полагали за други своя».

Конечно, говорить о войне исключительно как о наказании Божием, неверно. Но возможно ли в кратком выступлении на митинге вместить всю правду о Великой войне, её причинах, ходе её ведения и о Победе?! Возможно, что Вам, Георгий Александрович, хотелось бы услышать что-то ещё, а другому человеку – иное. Всегда ли нам хватает терпения и взаимоуважения? Ведь важно не только СЛЫШАТЬ и УСЛЫШАТЬ…

Уважаемый Георгий Александрович, ещё раз благодарю Вас за Ваше небезразличное отношение к практическим вопросам применения истин Веры к нашей насущной жизни и желаю Вам дальнейших успехов в Ваших размышлениях и предстоящих трудах на пути к Богу. При этом нужно помнить о том, что главная задача христианина – исправлять себя и великодушно прощать других.

Вероятно, Вам нужно почаще встречаться с о.Александром и вести с ним более подробные беседы, не склоняясь к скоропалительным выводам. Вы всего год как в ступили в Церковь и я могу только порадоваться тем открытиям в духовных вопросах, которые Вам еще предстоит сделать.

С уважением, руководитель епархиального отдела
по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами,
протоирей Дмитрий Полушин.


ответ на письмоответ на письмо
ответ на письмоответ на письмо

Гридин

<
31 июля 2012 21:09

Ivan

Цитата
  • Группа: Администраторы
  • 143 комментария
  • 314 публикаций
  • Статус: Пользователь offline
 
Ответ опубликован здесь и прошёл модерацию лишь потому, что ранее было опубликовано письмо, в котором указано событие, произошедшее в Усть-Тарке.

<
1 августа 2012 01:57

Piligrim

Цитата
  • Группа: Посетители
  • 144 комментария
  • 7 публикаций
  • Статус: Пользователь offline
 
В 1917 г. в Российской империи было 112 тыс. священно- и церковнослужителей

Церковь была не гонима, а скорее наоборот.

Потом гражданская война, после расстрелы двадцать второго года, комбеды, комунны, раскулачивание - то есть коллективизация.

Результат


1937 г. – арестовано 136900 православных священно- и церковнослужителей, расстреляно 85300.
1938 г. – арестовано 28300 чел., расстреляно 21500.
1939 г. – арестовано 1500 чел., расстреляно 900.
1940 г. – арестовано 5100 чел., расстреляно 1100.
1941 г. – арестовано 4000 чел., расстреляно 1900.


Вопрос, - если население Российской Империи в 1913 году составляло 155 000 000 чел., а в 1937 году 162 000 000 чел., то за эти годы получается что относительный уровень количества священников вырос почти вдвое?
Ибо если посчитать, то получем 175 800 человек, это только арестованных. Но ведь кто то еще и остался на свободе, по крайней мере Митрополит Сергий был не посажен, а если по тексту то

В 1943 году Сталин пригласил к себе оставшихся на свободе троих митрополитов, чтобы спросить у них: «Чем может помочь Церкви Советское правительство?...»


Неувязочка - то есть их всё же трое было, прибавим 175 800, получим 175 803. Но мне кажется были ещё.
Можно сделать вывод что Советская власть способствовала увеличению количества православного духовенства.
Или другой - что мне попросту говоря пудрят мозги.

Давайте будем более точными, ибо так можно заподозрить и в дальнейшем тексте неправду, не надо думать что сей сайт читают люди с мыслительным аппаратом шаблонного "колхозника".

На РПЦ и так много нареканий последнее время, - сами знаете о чём я ...
Ведь теперь и слово лишнее против РПЦ стало опасно написать, почему не понимаю это происходит, ведь Патриарх Кирилл умнейший человек. Считаю что данная ситуация способствует дальнейшей стратификации нашего общества, теперь и по религиозному признаку.
Куда дальше-то?
Ведь МЫ и так уже разделены дальше некуда.

Что ответите отче Дмитрий?

<
1 августа 2012 19:27

Местный

Цитата
  • Группа: Посетители
  • 43 комментария
  • 0 публикаций
  • Статус: Пользователь offline
 
Чё-то я не понял, где мой комментарий?

<
1 августа 2012 19:39

Наталья

Цитата
  • Группа: Главные редакторы
  • 114 комментариев
  • 1222 публикации
  • Статус: Пользователь offline
 
Приношу свои извинения за два последних удалённых комментария. Это не в моих правилах, но в данном конкретном случае я решила поступить именно так.
Есть такие мудрые слова: "Великие умы обсуждают идеи, средние умы - события, слабые- людей". Вера и религия относятся к великим идеям, поэтому оставим непознанный до сих пор мир веры для обсуждения великим умам.
Цитата: Piligrim
Ведь МЫ и так уже разделены дальше некуда.
- это, действительно, так.

<
1 августа 2012 19:59

Piligrim

Цитата
  • Группа: Посетители
  • 144 комментария
  • 7 публикаций
  • Статус: Пользователь offline
 
Цитата: Местный
Чё-то я не понял, где мой комментарий?


Свобода, это осознанная необходимость. В данном случае это может как раз Ваша свобода.

Информация
Комментировать статьи возможно только в течение 90 дней со дня публикации.