2
О своём увлечении рассказывает учитель географии МБОУ Дубровинской сош Ирина Мишина
Трудно назвать школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей: литература, музыка, изобразительное искусство.
Двадцать шестой год я преподаю географию в школе и по возможности на уроках использую произведения русских поэтов и художников. Стихи вносят разнообразие в объяснение учебного материала, повышают интерес к уроку, воспитывают чувство прекрасного, любовь к поэзии, к своему Отечеству.
Для С. Есенина и А. С. Пушкина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. В стихах меняются краски, картины природы: «Отговорила роща золотая…», «Мороз и солнце, день чудесный!», «Буря мглою небо кроет…». Подборку картин художников демонстрирую при изучении темы «Климат» - И. Шишкин. «Перед грозой», И. Левитан «Золотая осень». Появилась задумка, соединить стихи знаменитых поэтов с картинами природы. Рисовать не умею, поэтому решила фотографировать. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету. Многолика и разнообразна природа родного края. Неописуема и неповторима красота закатов и рассветов.
С появлением современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата появилась возможность делать качественные электронные снимки, что не удавалось обычной «мыльницей».
Фотография помогает видеть красоту природы, находить прекрасные и незабываемые образы родного края, позволяет духовно обогатить свой мир, творчески отнестись к своей собственной жизни и наполнить её большими радостями и открытиями. Поток жизни многообразен и неисчерпаем. Фотография позволяет «остановить прекрасные мгновения», часть реальности которую я вижу, воспринимаю и запечатлеваю.
Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации мы подчас не замечает окружающий нас мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии.
Чем лучше знают учащиеся свой край, тем активнее проходят уроки и прочнее усваивается предмет. Фотография помогает оживить содержание урока, сделать его более эффективным. Примеры, взятые из местной природы, делают изложение более понятным и доступным. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.
Будь внимателен и увидишь «диковинки» атмосферы: ложные солнца, гало, радугу. Так возникла фотоколлекция «Небесная палитра». Большую часть жизни я провожу в своей родной школе. И кажется всё уже знакомо, и двор и деревья… Но не перестаю удивляться, как такое небольшое «пятнышко» может менять свой образ. Стоит только понаблюдать. Вот и новая коллекция «Школьный двор». Однажды в разговоре я услышала слова: «Подумаешь, фотография. Вышел на улицу и сфотографировал». Даю фотоаппарат. Веду на улицу: «Фотографируй!».
Не тут – то было. Иногда, чтобы получить один запланированный снимок приходится сделать около сотни кадров. А иногда природа сама тебе преподносит удивительные, незабываемые картины. Возьми, сфотографируй и покажи другим!
В древней Индии родилось выражение: «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живём в мире лекарств». Древнерусские лекари говорили: «На всякую болезнь зелье вырастает». В нашей местности произрастает огромное количество лекарственных растений: медуница лекарственная, калина, костяника, пижма обыкновенная, синеголовник плосколистый, ромашка и др.
Вот и тема фотоколлекции: «Лекарственные растения».
В нашей местности произрастают редкие и исчезающие виды растений: орхидеи – башмачок настоящий и башмачок крупноцветковый.
Природа щедро одарила это семейство необычайной красотой, изумляющих людей с древнейших времён и до наших дней. Орхидные называют семейством «аристократов» среди растений. Они обогащают духовный мир человека. Орхидеи – птицы, орхидеи – бабочки, - гномы, - ящерицы, лягушки, медузы, лебеди. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнах, ботаники давали им имена богинь и красавиц. Выкапывание растений, сбор их на букеты приводит к истощению подземных органов.
И если вы протяните руку, чтобы в один миг её сорвать, остановитесь и вспомните, что, может быть именно этому растению потребовалось около 10 лет, чтобы пройти длинный и сложный путь от семени до первого цветения. Орхидеи являются исчезающим видом и занесены в Красную книгу Новосибирской области.
Фотографии растений я использовала для создания презентации «Редкие и исчезающие виды растений нашей местности». А сколько грибов и ягод растёт в лесах и на полянах! Вот и материал для уроков природоведения в 5 классе при изучении темы: «Царства природы».
Через фотографию происходит и экологическое воспитание учащихся. Посмотри вокруг и ты увидишь разрушенные муравейники, раненые деревья и огромные груды мусора. Нет ни одного лесочка в окружении села, где бы ни ступала нога человека и не оставила свой грязный след. Возникает чувство переживания за судьбу окружающей природы. Фотография и экскурсии в природу создают нужный фон для развития такой личностной характеристики, как ответственное отношение, признаваемое сегодня в качестве одной из задач краеведческого и экологического образования. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, направляю на знание природы, климатических особенностей, родного края. Занимаясь краеведческой работой с детьми, ближе знакомлюсь с населением, с родителями своих учеников, изучаю работу местных организаций, собираю историю села и школы.
Материалы о природе края, хозяйственной деятельности местного населения использую в качестве примеров и иллюстраций на уроках. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий на конкретном жизненном материале.
Время мчится вперёд. Меняются факты, события, люди. Но остаётся история.
P.S. Люблю танцевать. Принимаю участие в смотрах художественной самодеятельности нашего села. Жители села познакомились с фотовыставками: «Деревенские зарисовки», «Я здесь живу и край мне этот дорог».
В 2008 году приняла участие в областном конкурсе «С чего начинается Родина…»
2009 год - участие во II областном конкурсе педагогических инициатив в номинации «Применение средств ИКТ в образовательном процессе как необходимое условие современного урока». Представила на конкурс разработки уроком с использованием фотоматериалов.
2009 год - лауреат районного конкурса «Урок года». Дан урок – конференция в 7 классе по теме: «Изменение природы хозяйственной деятельностью людей» (с применением фотоматериалов).
Люблю вязать. Много планов на будущее. Для воплощения всех идей катастрофически не хватает времени, так как кроме преподавания предмета более двадцати лет занимаю должности пионервожатой, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по учебно-воспитательной работе.