Сегодня ещё один рассказ о человеке, вся жизнь которого была связана с системой образования Усть-Таркского района – Шапране Тимофее Ивановиче, педагоге, руководителе, о моём отце.
Родился Тимофей Иванович в селе Белое Карасукского района Новосибирской области в многодетной семье. Знаю, что родители его были переселенцами с Запорожья. Сохранилось свидетельство о рождении, в котором фамилия его значится как «ШапрОн». Во всех остальных документах вместо буквы «О» стоит буква «А».
Отец - Иван Иванович, мать - Анастасия Никитична, брат Фёдор и сестра Софья
Тимофей Иванович (справа) с семьёй брата
В 1939 году окончил Славгородское педагогическое училище.
аттестат на звание учителя начальной школы
народный комиссариат просвещения РСФСР
С тех пор, за исключением военных лет, вся его жизнь была связана со школой.
Военный завод, Стерлитамак.
Военный завод, Стерлитамак.
В 1946 году поступил на заочное отделение Московского ордена Ленина Государственного Университета имени М.В. Ломоносова на исторический факультет. Позже по семейным обстоятельствам ему пришлось перевестись в Новосибирский педагогический институт.
1949 год. Мои молодые родители
Работал учителем начальных классов в Славгороде, а в 1954 году был переведён директором Яркуль-Матюшкинской школы. В 1958 году назначен директором Щербаковской восьмилетней школы.
Яркуль-Матюшкинская школа. Средний ряд – педагогический коллектив.
Коллектив Щербаковской школы
Среди коллег по работе и учеников
С коллегами и друзьями
За заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 22 апреля 1965 года присвоил Шапрану Тимофею Ивановичу почётное звание «Заслуженного учителя школы РСФСР»
почётное звание «Заслуженного учителя школы РСФСР»
В 1968 году он стал делегатом Всесоюзного съезда учителей и в том же году назначен заведующим районным отделом народного образования. На этой должности он работал до ухода на пенсию. Много лет являлся председателем районной организации общества «Знание» на общественных началах.
Институт усовершенствования учителей. Город Москва.
Наградной лист
Он очень любил свой предмет – историю, был начитанным и всесторонне образованным человеком. В теперь уже нашей библиотеке хранятся некоторые его книги, в частности, есть полный «Курс русской истории» профессора В. Ключевского 1918 года издания. Его отличительной чертой была культура поведения во всём и везде – на работе, дома. У него не было двойных стандартов, он был, может быть, немного старомоден, не принял перестройку, тяжело переживал «шоковую терапию», но, несмотря ни на что, всегда оставался верным своим убеждениям.
Отец всегда много читал, я так и вижу его с книгой в руках. Читал до последних своих дней. Храню многостраничный реферат о культе личности Сталина, написанный им для своего внука – студента.
Помню, как он оформлял для моего кабинета математики красивые большие стенды с формулами, с особым старанием и любовью выписывая совсем непонятные для историка, но такие магические строчки и символы.
В его личных документах нашла много интересных записей, которые он постоянно делал в своих тетрадях. Главная тема – это, конечно, межличностные отношения и воспитание детей в семье. По характеру этих записей становится ясно, что интересовало его, каким принципами он руководствовался в воспитании как своих, так и чужих детей. Не поленюсь и я напечатать одну из его записей, которая называется «Детям – вместо завещания»
П.К.Штернберг был профессором Московского университета, крупным астрономом.
Деликатный, вежливый, всегда внимательный к своим студентам, Павел Карлович старался воспитывать такие же качества в своих детях. Однажды его дочь Лиля нагрубила учительнице. Её дерзость услышала начальница гимназии и сказала: «Если ты не извинишься, то через неделю тебя исключат из гимназии…»
За обедом вся семья, как обычно, собралась за обедом. Павел Карлович расспрашивал детей, как прошёл у них день. Лиля рассказала о том, что случилось на уроке. Павел Карлович, не повышая голоса, спросил:
- И что же ты решила делать?
- Конечно, не извинюсь…
Наступил последний день недели. За обедом отец спросил: «Ты извинилась?» И опять услышал вызывающее «нет».
«Я ждал всю неделю, сказал отец, я надеялся, что у тебя хватит мужества признать свою неправоту. Ты чувствуешь себя героиней. Дешёвое это твоё геройство. Ты ведь прекрасно знаешь, что твои родители не дадут тебе остаться неучем. Что ты успела сделать в жизни? Принесла ты хоть кому-нибудь пользу, заработала сама хоть копейку? Как же ты смеешь грубить человеку, который всю жизнь трудится? Ты считаешь себя, дочь профессора, выше её… Так ведь это я, а не ты профессор, это мой труд, мой ум. Ты нагрубила учительнице только потому, что она слабая и у неё нет защиты. Какая же это низость…». Надо думать, что после этих слов девочка принесла свои извинения учительнице.
Есть целая тетрадь с рукописными и печатными записями «Воспитание детей в семье» с такими вот вечными темами:
- В чём должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?
- Роль отца в воспитании детей.
- Пример родителей в воспитании детей.
- Как влияют семейные отношения на воспитание детей.
Недавно, разговаривая с одним молодым человеком, услышала такие слова: «В ваше время не принято было грубить родителям, а сейчас – это норма поведения». У меня есть своя точка зрения на этот счёт, возможно, что я ошибаюсь и причина в чём-то другом.
Когда-то родителей во многих семьях называли на «ВЫ», между родителями и детьми соблюдалась дистанция, переступать через неё детям не позволялось. Так было в семьях моих бабушек и дедушек. Мой отец обращался так к своим родителям, и мы, трое их внуков, говорили им только «ВЫ». А это слово как- то не вяжется с хамством.
В семье моих родителей с этим было проще. Мы говорили им демократичное «ты», однако, во всём остальном дистанция соблюдалась, и, прежде всего, изо дня в день, создавался, культивировался авторитет отца. Слово отца было законом для нас, детей, ни одно его решение не вызывало протеста. Теперь я понимаю, что все эти его решения были глубоко продуманными и, прежде чем их озвучить, он долго думал над тем, правильны ли они? Отец ни разу ни на кого из нас не повысил голоса, ни разу не наказал. Боялись ли мы его? Да, боялись, но не наказания, он никогда бы не поднял на ребёнка руку. Мы боялись увидеть укор в его взгляде, а его необыкновенное спокойствие, его мягкая, и, вместе с тем, осуждающая улыбка, делали из нас послушных детей.
Он никогда никому из нас ничего не навязывал. Все мы самостоятельно выбрали свой путь в жизни. Конечно, это он нас подводил к этой видимой самостоятельности. Будучи историком, по какой-то непонятной причине он испытывал трепетное отношение к математике. Я всегда чувствовала, как он особенно радовался моим пятёркам по математике, хотя для меня этот предмет был нисколько не лучше всех остальных. К старшим классам отец уже сформировал у меня моё собственное желание стать учителем именно математики. Помню, как он с надеждой спросил у меня: «Может, в Москву поедешь, в университет…». В его голосе я не почувствовала настойчивости, и я поехала в Новосибирск, поближе к дому.
И ещё у моего отца было одно замечательное качество – он всегда принимал ответственность за всё, что происходило в его семье, на себя. Как говорил всем известный герой в фильме «Москва слезам не верит» – «Хотя бы уже на том основании, что я – мужчина».
В какой-то период всеобщей демократизации произошли изменения и в сфере семейных отношений, родителям захотелось более тесных и дружеских отношений со своими детьми. Кто-то сумел при этом сохранить свой родительский авторитет, кому- то это не удалось, и свободная манера общения со своими сверстниками у детей перешла на отношения с родителями. Мой отец не вмешивался в процесс воспитания наших детей, он просто всегда был рядом. У него были какие-то свои тайны с моими мальчиками, о которых он никогда мне не говорил, не жаловался на них. Он их воспитывал своим примером, своими поступками, своим отношением к возникающим ситуациям. Только однажды он сделал мне замечание по поводу воспитания детей, сказав такую фразу: «Вы слишком демократично воспитываете своих детей». Я, испытывая огромную любовь к своему отцу, всегда хотела быть ближе к нему, хотела чаще разговаривать с ним, делиться своими мыслями, своими проблемами, но я всегда должна была соблюдать дистанцию. Вот, наверное, по этой причине я решила, что в моей семье этой дистанции не будет. Сейчас вижу и плюсы, и минусы своего этого решения.
Умер Шапран Тимофей Иванович в 1994 году в возрасте 74 лет.
Таким он навсегда останется в моей памяти. Он хотел, чтобы мы, его дети, внуки, знали его именно таким, таким мы его и помним.
Знаю, что светлая память о нём осталась у многих жителей района, знавших его.
Спасибо.
Щетникова Н.Т.