4
В жизни каждого человека наступает время, когда заканчивается его профессиональная деятельность. Для некоторых людей – это долгожданное время и без особых усилий человек адаптируется к изменившимся условиям, находя удовлетворение в каких- то домашних делах и заботах. Для других людей переход в « другую категорию населения», не очень уважаемую в нашем обществе, является очень болезненным, так как сопровождается потерей статуса в обществе, ощущением своей невостребованности, материальными проблемами. Но, тем не менее, какую - бы должность человек не занимал, как – бы не ценили его в обществе, момент этот неизбежно наступит. И вот тут, на мой взгляд, важно подготовиться к этому периоду жизни, заглянуть поглубже в свою душу и понять - для чего же в молодости и зрелости всегда не хватало времени? Есть ли занятие, которым хотелось бы заниматься всегда? Понятно, что для людей творческих профессий таких проблем не существует, они делают своё дело вне зависимости от возраста и ориентируются только на свою востребованность в обществе. Речь о других людях, о тех, кто не может сидеть просто так на скамейке и для которых очень важно занять свой досуг каким-то делом.
Сегодня рассказ об одном таком человеке - Степане Ивановиче Сокольчуке.
Педагог по образованию, работал директором Усть-Таркской средней школы, затем заведующим районным отделом народного образования. Потом выход на заслуженный отдых. Не стала спрашивать про этот переход, в конце концов, это очень личное. Важно другое, у него было любимое занятие, которому он теперь смог посвящать столько времени, сколько оно того требовало. Степан Иванович - пчеловод - любитель с сорокалетним стажем. В 1970 году директор школы Суханов Александр Дмитриевич подарил ему один улей. Степан Иванович помнит этот момент и, наверное, был очень рад такому повороту событий, потому что мечта о пчеловодстве «засела» в его сознании ещё в детстве. Маленьким мальчиком, живя на Украине, он ловил пчёл и сажал их в какой- то маленький улей. Очень хотелось ему иметь свой настоящий улей. Сейчас у Степана Ивановича около десятка улеев. Это не много, но для Степана Ивановича важно другое. На вопрос о том, что даёт ему это достаточно хлопотное занятие ответил: «Понаблюдаю за пчёлами, за их работой и как-то снимается усталость, восстанавливаются силы, улучшается настроение. Это возможность побыть наедине с самим собой, что тоже очень важно».
О пчёлах Степан Иванович знает очень много. Знания, подкреплённые большим опытом общения с этими удивительными труженицами, делают его рассказ очень интересным и увлекательным.
Говорит, что так и не может до конца понять ту идеальную организацию жизнедеятельности, которая царит в пчелиной семье. Как чётко распределены там все роли, как всё разумно и целесообразно! В улье, где пчёлы здоровы, удивительная чистота и порядок. Кто их этому научил, где укладываются инстинкты в таких маленьких пчелиных головках? Как чудесным образом умеют они ориентироваться в пространстве и находить медоносы, как регулируют влажность в улье, как своими тельцами закрывают леток, когда на улице становится холодно?
И говорит о пчёлах он по-особенному, с любовью. Никогда не пройдёт мимо пчёлки, упавшей в воду, вытащит, посадит на ладонь и подождёт, когда она улетит. Или осенью, когда холодно уже, может собрать в горсть озябших пчёл, согреть их своим дыханием и с надеждой, что они доберутся до своего улья, выпустить их на свободу. С болью и досадой говорит о так называемых пчеловодах, которые покупают весной пакеты с рамками, выкачивают весь мёд, а осенью выбрасывают пчёл, как отработанный материал. Не надо думать о зимовке пчёл, да и лишние 20 килограммов, которые надо оставлять на зимовку пчёлам, на продажу пойдут…
А такие «пчеловоды» есть и у нас. Вот и получается, что покупаем иногда недозревший мёд, потому что торопятся они выкачать его и поскорее продать.
Говорит, что «майского» мёда у нас мало, он, конечно, самый ценный, потому что собран с весеннего разнотравья. Второй мёд - это «осенний».
В нашей местности медоносами являются донник, Иван- чай, подсолнечник, фацелия, гречиха, белый клевер, разнотравье.
С подсолнечника мёд засахаривается и пчёлам такой мёд на зиму оставлять нельзя. Не смогут они им подкормиться и погибнут, хотя мёд получается тоже хороший.
На вопрос о том, как в домашних условиях определить качество мёда ответил просто - мёд должен созреть, т.е. пчёлы должны выполнить весь производственный цикл и запечатать мёд воском, подготовив его к зимовке. Это основное условие хорошего мёда.
Степан Иванович сожалеет о том, что нет у нас в районе общества пчеловодов - любителей, каждый сам по себе решает свои проблемы. А сообща можно было – бы засевать поле травами - медоносами, вывозить туда свои пасеки, совместно решать какие- то организационные вопросы.
Было время, когда во многих совхозах были свои пасеки, сейчас их нет. Сегодня только в двух школах района - Побединской и Угуйской есть свои пасеки. У Степана Ивановича есть убеждение в том, что в каждой сельской школе должен быть пришкольный участок, сад, производственное поле и, конечно, пасека. В детях необходимо воспитывать любовь к труду, а пасека - это отдельное государство, чудо природы, к которому нельзя быть равнодушным.
Пчёлы дают нам замечательный продукт - мёд, ароматный, вкусный, обладающий широким спектром лечебных свойств. Помимо этого, он несёт в себе необыкновенную солнечную и жизненную энергетику, добытую нашими друзьями – пчёлами на благоухающих ароматами лугах и полях. Продукт, который от начала и до последней стадии, является великим даром нашей матушки – природы.
А у Степана Ивановича Сокольчука есть другой дар. Он нашёл себе достойное занятие. И это очень важно.