Перкова Валентина Петровна. Большую часть жизни она посвятила нашему Усть-Таркскому району, приехав в Сибирь из Ростовской области в пятидесятых годах, после окончания Азовского педагогического училища, как она всегда говорит – за романтикой… Более сорока лет она учила детей. Активная, энергичная, участница и заводила всех мероприятий. Руководила Советом ветеранов. Сейчас она по-прежнему посещает мероприятия, рассказывает детям о прошлой жизни. Много говорит о своих родителях. Отец Валентины Петровны - Петр Аристархович Захарченко, был в звании капитана. В первые дни войны он ушел на фронт. Осталась жена Елизавета Степановна с тремя детьми. Младшенькой Валентине было всего два года.
Он часто писал домой письма, присылал открытки – вспоминает Валентина Петровна. Даже когда семья была в эвакуации, его письма нашли родных ему людей и там. Все эти «весточки из пекла» бережно хранились в семье.
«Вечерами мы слушали, как мама перечитывала письма. И мы надеялись, что отец обязательно вернется домой. В апреле 1945 года мы получили похоронку, но надежда не умирала. Мама часто плакала, но все мы ждали отца домой. И лишь когда мы получили письмо от девушки, которая видела смерть нашего родного человека, которая похоронила его около сада, так написала она, мы поверили. Она в письме называла нас всех по именам так, как называл нас он. Казалось – черная бездна впереди, ждать больше некого… Позже мы получили письмо с наградными листами, удостоверениями на награды. Эти документы и письма – это все, что осталось от отца, поэтому это все свято береглось. Спустя много лет, будучи уже сибирячкой, я ездила на родину и решила часть писем и документов отдать в местный школьный музей. Пусть потомки знают, какой человек жил в селе, какие подвиги он совершал и какие получил за это награды. А часть документов я привезла с собой домой, показать своим детям и будущим внукам. В двухтысячных годах мне потребовалось доказательство, что мой отец действительно погиб, сражаясь за Родину. И я обратилась в ту школу, куда я отдала похоронку и др. документы. На мое письмо я получила ответ – у нас нет, и никогда не было музея. Где ваши документы, мы не знаем».
Я помню тот момент, Валентина Петровна была очень расстроена. Как так можно… Она доверила людям свою память…
Прошло более десяти лет. И в мае прошлого года Валентине Петровне приходит письмо с родины от родственницы. В конверт вложена газета «Деловой Миус», в которой во всю страницу статья «Кто потерял ветеранов?». В редакцию «Делового Миуса» обратилась жительница поселка Мамаев Курган. Она рассказала, что лет двенадцать назад, во время работы в заготконторе РайПО она, разбирая сданные кем-то в макулатуру книги, случайно наткнулась на пачку документов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. Среди документов были фронтовые письма, похоронки, благодарности за образцовое выполнение воинского долга, удостоверения к орденам и медалям, фотографии. Самым удивительным оказалось то, что все эти документы относились не к одному, а к нескольким людям. Речь в них шла сразу о нескольких красноармейцах, так что представить себе, что все они родственники одной какой-то семьи – очень трудно. Светлана, так звали эту женщину, подобрала документы и несколько лет безуспешно пыталась разыскать людей, потерявших своих предков. В канун 70-летия Победы она решила передать эти документы в Матвеево-Курганский краеведческий музей и дать статью в газету. Может быть, живы еще родственники героев, память о которых так хладнокровно сдали в макулатуру.
В статье подробно описаны все найденные документы, напечатаны письма. Редакция провела свое расследование и опубликовала результаты этого расследования, в которых описывались подвиги, совершенные Петром Аристарховичем Захарченко и др. красноармейцами.
«Деловой Миус» обратился к жителям всех окрестных сел с просьбой: если вы знали людей, о которых идет речь в письмах, или их родственников, обязательно свяжитесь с нашей газетой. Ведь это неправильно, когда самое дорогое – наша память – оказывается в мусоре или хранится у совершенно чужих людей…
Валентина Петровна написала письмо в газету. Поблагодарила Светлану за ее чуткость и доброту, высказала свое мнение о тех людях, которые не сумели сохранить доверенные им реликвии.
Сейчас в краеведческом уголке Новоникольской библиотеки хранятся фронтовые письма, похоронки и фотографии, медали и ордена героев той Великой войны. И я очень надеюсь, что те люди, которые будут работать после меня, сумеют сохранить их для будущих поколений.
Раиса Непочатова