В нашем селе живёт удивительная женщина Назарова Тамара Александровна, которой пришлось пережить голодные дни в блокадном Ленинграде
Воспоминаний осталось немного, ведь ей тогда было всего четыре года. Когда началась война она с родителями и двумя братьями жила в городе Ленинграде в Василеостровском районе. Отец ушёл добровольцем на фронт. С самого первого дня войны в городе и области было введено военное положение. И уже в начале осени город стал систематически подвергаться налётам вражеской авиации. И мать решила, что они все должны уехать в деревню «Великое село» к родственникам. Позже они узнали, что в деревне высадился вражеский десант. Они были вынуждены вернуться в город. Назад ехали на поезде, но и поезд немцы начали бомбить. Была дана команда всем сойти с поезда и укрыться в лесу. Кое-как они добрались домой. Город немцы бомбили систематически в одни и те же часы. Бомбили и их район, так как в районе, где они жили, было много заводов и фабрик. Однажды вражеский снаряд, летевший с ужасающим свистом, попал в соседний дом. Их дом к счастью чудом уцелел. Мама уходила отоваривать карточки, а Тамара с братьями оставались дома. Они очень переживали за маму, а мама переживала за них, оставляя детей одних.
Суточный хлеб ничем не напоминал настоящий, он наполовину состоял из примесей. Но и его выдавали очень мало. Еды не хватало, было холодно и всё время хотелось есть. Вскоре умер от голода младший брат. Он был грудничком, а молока не было. Топились буржуйкой, на растопку шла мебель, полы и вещи. За водой ездили на реку Неву. Многие люди падали по дороге за водой и умирали от истощения. По улицам города ездили машины и подбирали мёртвых. Умерших сдавали на склады.
От постоянного недоедания и голода Тамара с братом покрылись коростой и болячками. У них развился авитаминоз. Затем и мама начала пухнуть с голоду. Тамара очень ослабла, что не могла даже держать ложку.
В августе 1942 года был издан приказ об эвакуации детей и женщин. Почти месяц на поезде они добирались до станции города Татарска. Затем их перевезли в деревню Ново–Александровка Татарского района. Их определили к хорошей и доброй женщине Огородниковой Евдокии. Здесь в Сибири жизнь им показалась раем. Была еда, а самое главное не было слышно страшного свиста бомб.
Все войны, как правило когда-нибудь заканчиваются. У Тамары Александровны трое детей, есть внуки. Она счастливая мама и любимая бабушка.
Жизнь продолжается, но для того чтобы жить мирной жизнью, нужно знать и помнить войну. Помнить тех кто не играл войну, а жил по её суровым законам. Такого повториться не должно НИКОГДА!
Хочется поблагодарить участников библиотечного клуба «Надежда» за помощь в проведении мероприятия: В.Я Эйхлер, так же в её исполнении прозвучал «Вальс», романс «Это тёмно-вишневая шаль», стихотворение «На путях», Зотову Анну Даниловну которая написала стихотворение «Я родом из блокады», посвященное Назаровой Тамаре Александровне и Герлинг Нину Ивановну в исполнении которой прозвучало стихотворение Ольги Бергольц «Салют в Ленинграде»
И 70 лет пройдёт и больше
А нам от той зимы не отогреться.
Нас от нее ничто не оторвёт.
Мы с нею слиты
Памятью и сердцем.
А нам от той зимы не отогреться.
Нас от нее ничто не оторвёт.
Мы с нею слиты
Памятью и сердцем.
Библиотекарь Козинской библиотеки
Галеева Гульфия
Галеева Гульфия
Отрывок из стихотворения Зотовой А.Д. «Родом из блокады»
Живёт в нашем селе женщина
Из Ленинграда блокадного.
Женщина очень добрая, славная,
Назарова Тамара Александровна.
Каким же горьким было её детство!
Родилась – то она в Ленинграде
Фашисты чинили ужасное зверство,
И город оказался в кольце, в блокаде.
Отец ушёл на фронт, конечно добровольцем,
Чтоб защитить своих родных малюток.
Расставался с ними, с болью в сердце!
Мама, чтобы спасти своих деток решила
Детей вывезти к родственникам в село
Но на ближайшей станции ждал вражеский десант.
Возвращаться надо было. Не было сомненья.
Куда же ехать? Конечно же назад.
Возвращаясь попали под бомбёжку.
Остановился поезд, приказано: «Бежать!»
В ближайший лес иль просто на опушку,
Как не растеряла нас родная мать?!
Четверо детей с нею тогда было:
Мал-мала и меньше, годовалый на руках.
Рук–то не хватало, не хватало силы
Бежали мы за нею на жутких скоростях.
По дороге жизни нас вывезли из ада
Целый месяц мы ехали и прибыли в Татарск.
Нам всё равно ведь было в Омск или Татарск.
Посели их в деревне, с Татарском почти рядом,
К Дусе Огородниковой, она одна жила.
Сыновья её на фронте воевали,
О них заботилась она и была очень добра.
Опекала, во всём помогала,
Считала их своей семьёй большой.
Ожили они и маме легче стало.
Но в январе 1943 года опять свалилась новая беда,
Весть чёрная в руках- похоронка на отца…
Сколько погибло?! Всё это знаем, писалось сотни раз…
Но как ни тяжко было, но всё же победили!
И этою победой гордимся мы сейчас!