Я попросила её рассказать о себе, о своей семье, о своём взгляде на мир. Она принесла мне рукописный текст. Перепечатывая его, я хотела сократить текст, но не смогла этого сделать, потому что поняла, что в этом случае потеряется стиль, что с сокращением уйдёт что-то неповторимое и очень важное, то, что хотела она донести до нас. Только сам человек имеет право расставлять приоритеты и делать акценты на важных, по его мнению, событиях своей жизни.
Любовь к своим родителям, родственникам, своей семье, преданность делу, профессии, благодарность людям, которые были рядом, проходит красной нитью через всё это искреннее и трогательное повествование.
Семья Руппель - потомственные кузнецы. Мой прадедушка - Руппель Каспар Каспарович, дедушка - Руппель Каспар Каспарович и отец - Рупепель Каспар Каспарович в совершенстве знали кузнечное дело. В семье старший сын - обязательно Каспар. Дедушка по материнской линии - Феленгер Самуил Самуилович был столяром и имел табачные поля. Все родом из Поволжья. Семьи были большими и трудолюбивыми. В семье у папы было 13 человек, а в семье мамы- 5 сестёр и два брата. Оба дедушки служили в царской армии (один раз в два года призывались на 3 месяца). В семьях было большое хозяйство. По воспоминаниям родителей жили всегда трудно - много работали, кроме того, Поволжье - зона постоянного риска, часто засуха, а отсюда - голодные годы. Папа и мама помнили 1928 год, 1931год, и особенно 1928- в этот год вымирали целые деревни.
Все дети учились в начальной школе. Преподавание велось на немецком языке, русский изучался как иностранный язык. Поволжье в то время имело статус республики со своей столицей – город Саратов. Здесь были свои школы, средние и высшие учебные заведения. Издавалась газета. В 1935 году мои родители поженились, и мама перешла жить к отцу 14-м членом семьи. По немецким обычаям ведение домашнего хозяйство ложилось на плечи снохи. Маме было очень трудно, а папа всё время её оберегал. Через 6 месяцев родители ушли в свой дом, который получили от колхоза. Началась счастливая семейная жизнь. В 1936 году родилась первая дочь, затем ещё две девочки. Отца ценили на работе, в семье был достаток, но жили в постоянном страхе из- за политических репрессий. В 1937 году из-за случайно оброненной фразы был арестован дедушка – папин отец. Вся семья попала под опалу, но всё обошлось. Всё самое страшное и трагичное было впереди. Умерли две девочки от кори. В марте 1941 года родился долгожданный сын Виктор, а 4-го августа 1941года всё немецкое население было выдворено из своих сёл. Было страшно, что война, а теперь в одночасье все немцы стали врагами. Безысходность во всём. Товарники – Сибирь - Казахстан. Вся семья отца в конце сентября попала на станцию Татарская, затем на быках - в Венгеровский район, село Ложниково. Через три месяца папа и его старшие сёстры были отправлены в трудармию. Сёстры на военные заводы, а отец в Воркуту. Папа хорошо читал по-немецки, но хорошо знал и русский язык в отличие от других немцев. Очень аккуратно и красиво писал готическим шрифтом, но главное - это его золотые руки. Он умел делать всё. В Воркуте работал на шахте. А мама с детьми жила в Венгеровском районе. Её взяли техничкой в контору, кроме того, она шила, вышивала, вязала крючком. За работу получала от людей продукты питания. После возвращения отца из Воркуты жизнь стала налаживаться.
В 1947 году родилась я.
Мне очень повезло - я жила в счастливой семье, где во всём присутствовало самые е главные чувства - любовь и уважение друг к другу.
Позже в семье родились ещё брат и сестричка. Большая семья - 7 человек. Жили дружно. После войны мама не работала- 5 детей, хозяйство, огород. Мама шила и у меня с сестрой всегда было много красивых и оригинальных нарядов.
Уважение и любовь папы к маме были всегда очевидны. Папа маму боготворил - она самая красивая, она лучшая хозяйка и для папы других женщин не существовало. Самые красивые ноги у мамы, хотя и с косолапинкой, самый лучший характер – у мамы, хотя и чуть сварливый.
К детям особое отношение. Всё для них. Папа всегда хотел, чтобы его дети были образованными в самом широком смысле этого слова. Он помогал нам делать уроки, он следил, чтобы мы ходили в библиотеку. Маленьким детям он читал книги. В школе мы учились хорошо, но лучше всех - самая маленькая Мария, названная так в честь нашей мамы. Всегда ровно и всегда только на пять. Отец гордился нами, своими детьми. Старшая сестра Раиса получила экономическое образование, брат Виктор – учёный – агроном. Средний брат Александр - учитель физического воспитания и музыкант (к с огромному сожалению по трагической случайности рано ушёл из жизни). Младшая сестра – учитель иностранного языка, преподаёт английский язык, Почётный работник общего образования. Вообще, что касается моих сестёр и их отношения к языку. Старшая сестра хотела быстрее выйти замуж и именно за русского, потому что немцев презирают. Ей пришлось до 18 лет ежедневно отмечаться, как и всем немцам, в органах внутренних дел. Младшая сестра не любит немецкий язык, так как считает его трудным в обучении и «грубым» языком. Я же, наоборот, никогда не стеснялась своей национальности, хотя по духу и убеждениям давно считаю себя русской и всегда гордилась и горжусь своей семьёй, своим отцом и мамой, люблю свою фамилию и отчество.
Я росла, по рассказам родственников, озорным, а порой и дерзким ребёнком. Рано стала иметь своё мнение. Училась легко, выделяла историю и литературу, хотя дружила и с точными науками. Хорошо читала - по художественному чтению занимала первые места в районе и даже побывала на сцене оперного театра в Новосибирске. После окончания семилетки решила пойти в педучилище, так как в селе не было средней школы. Меня отправили в г. Болотное - там было педагогическое училище и там жила младшая папина сестра. Учиться было интересно, хорошие преподаватели - практически все из центральной России. Незабываемые Ася Захаровна - учитель пения и музыки, Жанна Николаевна – учитель химии (племянница Михаила Шолохова). Москвин Валерий Денисович - учитель математики. В училище я всегда занималась общественной работой, и для меня это не было в тягость. Здесь я получила очень хорошую базу и всегда благодарна педучилищу – знания психологии, педагогики, методики преподавания - это оттуда и на всю мою профессиональную деятельность.
В 1967 году я закончила педучилище. Хорошие знания позволили мне сразу же поступить на исторический факультет педагогического института. Было сложно совмещать работу и учёбу, но меня ничто не обременяло.
Начало профессиональной деятельности в Моло-Тебисской восьмилетней школе Чановского района. Классный руководитель в 5-ом классе (учитель русского языка, литературы, истории, немецкого языка). Это первая четверть, а потом сразу со второй четверти - заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Коллектив был молодой, интересный, директор школы – красивый татарин Хамиль Гафарович и его жена Земфира. Дисциплина в школе была образцовая – это всё от него.
Здесь оттачивалась методика ведения урока, владение программным материалом. В школе присутствовал дух единения. Вечером - работа в УКП, агитбригады, смотры. Интересная, насыщенная жизнь молодой учительницы. Через три года меня переводят в Узунгульскую восьмилетнюю школу директором школы. К этому времени у меня уже было 3 курса педагогического института.
В школе было 180 учащихся и интернат на 80 человек. До сих пор поражаюсь, как я могла согласиться на это предложение. В школе - печное отопление, подвоз детей на тракторе с будкой, в которой стояла железная печка. Коллектив с работниками интерната – 40 человек. Вот это работа, вот это - школа жизни. Вспоминается такой случай.
В субботний день забрали детей из интерната, метели не предвиделось. Через 30 минут разыгралась буря. Один из тракторов с 20-ю детьми застрял в снегу. В 10 часов вечера ко мне входит восьмиклассник с этим известием. Ужас охватил меня с такой силой, что на следующий день у меня появилась прядка седых волос. В это время в клубе была молодёжь - взяли лошадей, обвязались верёвками и пошли. Всё закончилось благополучно, все остались живы. Интересные педагоги этой школы - Капитолина Ивановна – литератор, « западница», горожанка - плохо приспособленная к сельской жизни, но так прекрасно знавшая свой предмет Клавдия Максимовна Шейко - биолог, удивительной красоты человек, прекрасный учитель.
В 1971 году я окончила институт, вышла замуж и переехала в рабочий посёлок Чаны. Родился сыночек - Тимурик. Отрада папе с мамой, а больше всего - самый золотой ребёнок на свете для моих родителей – деда Каспара и бабы Мани. С 7 месяцев он больше находился у них, так как мне предложили возглавить школу рабочей молодёжи - вечёрку. Муж не давал согласия, но папа сказал - ей доверяют, она училась - нужно согласиться, а с Тимуром мы справимся. Сейчас я бы этого не сделала. Как я могла лишить своего мальчика мамы, не быть с ним рядом, хотя – бы до 1,5 лет? Почему я так поступила? Для меня важнее всего была работа, но с возрастом я поняла, что самое важное в жизни - это семья, дети, внуки. Как много радостных моментов даёт мне в жизни Катя - моя дорогая и любимая внучка.
В 1981 году мужа переводят в Усть-Тарку. Для меня, кроме воспитателя в детском саду, работы в то время не было.
И когда через два года мне предложили должность заведующей районным методическим кабинетом, я согласилась сразу.
Методическая работа - это моё. 24 года – я заведующая РМК, методист. И все эти годы я училась у директоров и их заместителей, учителей и учила их. Курсы в ИУУ, командировки, три раза курсовая переподготовка по целому месяцу в Москве. Сотни посещённых уроков, семинары, методические объединения. Менялись подходы к обучению, менялись программы – но всегда были добросовестные учителя, преданные своему делу, своей профессии. Мне всегда нужно было соответствовать им, поэтому и сегодня я начинаю свой рабочий день чтением научно - методической литературы, а вечером - обязательно читаю классическую литературу.
Последние пять лет занимаюсь профсоюзной работой, не всё удовлетворяет. Профсоюзы в России слабые, поэтому не имеют должного уважения со стороны работодателей. Вопросы, связанные с защитой прав и сохранением социальных гарантий работникам, решаются трудно, много всякого рода бумаготворчества. Но, по большому счёту, жизнь продолжается во всём её многообразии. На работу иду с удовольствием. Я давно нашла своё место в жизни, и это очень важно.
Руппель Е.К.