У Старка
 
 
 

«Играй гармонь, всем на радость»

дата: 8.05.2013, 20:50 | просмотры: 2 252 | категория: Новости

0 На страницах «Знамя труда» мои коллеги развернулись интересный проект «Играй гармонь!». В нём принимает участие всё больше и больше авторов, ширится круг истинных любителей этого старинного искусства русского инструмента, однажды, казалось, незаслуженно забытого. Но время расставляет все по своим местам, и вот гармошечка-говорушечка вновь уже не один десяток лет заливисто звучит во всех уголках необъятной России. Отрадно, что начало её возрождению было положено братьями Геннадием и Александром Заволокиными, с которыми мне посчиталось быть близко знакомыми, особенно с Геннадием Дмитриевичем.

Началось это возрождение в нашей области и в первых радах с нашего Усть-Тарского района. Братья-гармонисты собирали частушки по деревням, отыскивали сельских гармонистов. А за помощью обратились в районную газету. И мне, как журналисту, пришлось с этой целью во многих селах побывать с уважаемыми людьми. Например, впервые Завалокинские сборники частушек занесены напевы из Верхне-Омки, Михайловки, Мурашей, Кушагов, Еланки.

Я хорошо помню, как Геннадий и Александр, парни-красавцы, с радостью зашли к нам в редакцию после фестиваля гармонистов-частушечников в Москве со своим первым диплом лауреатов и подарили на память фотографию. Она с любовью хранится в альбоме коллектива.

Да гармонь, заслуживает того, что бы о ней помнили, прославляли. Она всегда была надежный спутник, другом людей в самые разные времена: и в радость и в горе. О ней сложены частушки, песни, рассказы. Она просто легендарна, как народный инструмент. О гармошки тепло отзываются и те, кто полюбил весёлые наигрыши, протяжные песни, за удалые пляски, и те, кто обладает этим прекрасным музыкальным инструментом.

Выпало такое счастья и мне. Прекрасным гармонистом был мой отец Иван Яковлевич. В те далекие сороковые - пятидесятые года гармонь в Кушагах была редкостью, да и гармонистов – «кот наплакал». И отец, несмотря на трудности тех лет, нашел возможность выписать трехрядку по Псалторгу. Мне тогда было лет пять-шесть, но я хорошо помню, как мы всей семьей открывали долгожданную посылку. Инструмент отливал зеленым перламутром, блестели пуговки - клавиши и от нее исходил какой-то необъяснимый аромат. И по старенькой избёнке разлилась музыка. В гармонь я влюбился сразу и навсегда. У нас в горнице стоял огромный сундук, только что исполненный искусным столяром Андреем Ивановичем Килем, по просьбе матери, для подрастающей дочери-невесты. Но он был пока пуст, и туда-то помещал отец гармонь под замочек. Мне её пока не доверял. Но в деревне много не наиграешься, особенно в летнюю пору. С утра до ночи, а то и сутками в поле, на ферме. А мать, видя мой интерес к инструменту, открывала сундук, и прямо там пиликал я на басах и клавишах. И счастливее меня не было на свете, я прислушивался, как играет отец, с сестрой мы часто ходили к её подружкам Марии послушать патефон (тоже тогда была редкость). Я быстро схватывал мелодии и пытался воспроизвести все услышанное на гармошке. Кстати называлась она Калужская, значит, произведена в Калуге, а оказалось на мое счастье в Кушагах.

Так шло время, я играл уже сносно, но отец по-прежнему не знал. Медведь, оказывается мне «на ухо не наступил», как любил выражаться отец на счет некоторых учеников, (а желающих научиться играть на гармони было не много).

И вот в один из праздников, кажется на 7 ноября, компания односельчан гуляли по очереди у нас в доме (так было заведено по всем селам). Отец с мужиками вышел покурить на крыльцо, а бабам страсть как пляски хочется.
- Ну, бери, Витя, гармонь, давай «Подгорную», - сказала вдруг мама.
Я, волнуюсь, сыграл и «подгорную», и «цыганочку». Женщины, удивляясь, лихо отплясывали, выдавали одну за другой частушки (я их столько наслушался за свою жизнь!), а отец с широко открытыми глазами стоял в дверях и с одобрением смотрел на новоявленного гармониста.
- Ну, вот, Иван, и смена тебе подрастает, - одобрительно говорили мужики.

Без гармошки тогда не обходился не один праздник, свадьба, проводы в Армию и т.п. В стареньком клубе по вечерам - танцы. Другой музыки кроме гармошки не было. Мне доставалось по полной мерки. А танцевать я тоже любил. Вот и приходилось кружить вальс и с девушкой, и с гармонью одновременно. У некоторых моих ровесников тоже кое-что получалось овладели инструментом Юрий Бороздин, Николай Яковлев, Николай Ломовцов. Но далеко не всякому она покорялась. Кушаговская молодежь в те годы сами себе организовывали веселье, отдых, праздники. Многочисленный была художественная самодеятельность. Мы радовали концертами не только односельчан, а часто бывали с программой в Тихоновке, Озерном, Новоникольске, Мурашах. Выступали и на сцене районного ДК.

Застрельщиками, организаторами были сестры Захаровы Клавдия, Галина, Елена, Мария, Елена Скорнякова, Мария Долматорва и Мария Тимофеева, Клавдия Агеева, Мария Иванова (фамилии девичьи); Анатолий Федоров, Виктор Калаев, Леонид Иванов и другие. Без гармони, конечно же, не одно мероприятие не обходилось. Я пишу этот материал, а рядом стоит Тульская трехрядка, подаренная мне на 50-летний юбилей моей семьей. Я им благодарен за этот подарок, а знаменательный он еще тем, что помог её выбирать в г. Новосибирске сам Геннадий Дмитриевич Заволокин.

Когда беру в руки эту звонкоголосую красавицу, вспоминаю и годы детства, и юность. И в зрелые годы она не раз помогала найти успокоение, поднять настроение, оценить прошлое, настоящие, заглянуть в будущие.
Так что, играй, гармонь всем на радость!

Виктор Петерс.
с. Усть-Тарка.

Наталья

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.