Соглашусь с мнением Натальи, что мало изменилось в правилах русского языка: те же орфограммы и пунктограммы, те же разделы русского языка. Главной задачей школьного курса русского языка, по моему мнению, должно стать не беспредметное «развитие речи», не только чтение образцовых текстов русской классики, и тем более не зазубривание «правил» грамматики, а совершенствование всех видов речевой деятельности в тесной взаимосвязи. Сосредоточив все внимание на обучении «грамотному», с точки зрения орфографии и пунктуации, письму, школа почти не обучает осмысленному чтению, зачастую ограничиваясь навыками «складывания» букв в слоги и отдельные слова. Нет систематического обучения говорению, совершенно не уделяется внимание формированию необходимого навыка слушать, понимать и уважать собеседника. А между тем, по подсчетам психологов, до 70 процентов разводов, развала семьи, происходит из-за неумения слушать и понимать друг друга. Стало нормой, что русский оратор не произносит, а читает свою речь по бумажке. Косноязычие становится национальной болезнью. Невероятно низка культура речи в быту и общественных местах, а нередко в парламенте, в газетах, радио- и телепередачах. Мне хочется, чтобы основным принципом преподавания русского языка в школе стало правило: ничего не сообщать ученику из того, что он уже знает! Необходимо научить его осознавать то, чем он уже овладел интуитивно. Вместо призыва «запомни!» должен стать призыв «исследуй и открой, посмотри, как красиво устроено!». Именно такие возможности дает курс родного языка. Если для овладения закономерностями в химии или физике нужно собрать и запомнить определенное количество фактов, то факты родного языка уже собраны. И в этом огромное преимущество курса русского языка по сравнению с другими предметами школьного образования. Справедливо отмечал Е.Д.Ушинский: «Многие науки обогащают только сознание дитяти, давая ему новые и новые факты. Грамматика начинает развивать самосознание человека! Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью». Именно на уроках русского языка ребенок «учится учиться», развивает навыки исследовательской деятельности, формирует современное научное мировоззрение, духовность, нравственные и художественно-эстетические идеалы. В связи с этим не могу не отметить, что русский язык, как и литература, должен успешно преподаваться лишь специалистами, обладающими высокой духовностью, работоспособностью, творческим потенциалом, образованием и культурой. И тогда уроки будут проходить в атмосфере творческого содружества учителя и ученика, увлеченных упорным трудом поиска истины, стремлением увидеть красоту и гармонию, необыкновенное в обыденном. Пусть будет трудно, но интересно. И пусть интерес, постоянное стремление к самосовершенствованию окупают затраты труда. И чтобы дети могли сказать о вас:
Но если мы в жизни чего-то добились,
Для этого Вы от души потрудились.
В основе всех наших идей и открытий
Лежат Ваши знанья, наш мудрый Учитель.
Не знаете Вы ни покоя, ни лени,
Ничто не заставит Вас встать на колени.
И пусть Вы бедны и унижены ныне,
Но званье высокое не уронили.
Вы - наших сердец обожаемый житель,
Наш скромный и всеми любимый Учитель!
О. М. Никифорова