У Старка
 
 
 

О Покровской религиозной общине

дата: 16.09.2010, 20:36 | просмотры: 1458 | категория: История района

0 В архивном фонде Усть-Таркского районного Совета народных депутатов за 1933 г. имеется дело № 1 «Документы Покровской религиозной общины».

В сохранившемся заявлении в Татарский райисполком исполнительный орган Покровской религиозной общины обновленческого течения просит в соответствии с инструкцией постоянной комиссии Президиума ВЦИК от 16 января 1931 г. «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» зарегистрировать религиозную общину верующих для совместного удовлетворения религиозных потребностей под названием Покровское религиозное обновленческое общество. В ее составе 23 верующих. Район деятельности общины распространяется на село Покровка и поселок Кузминовка (так в документе).

К заявлению приложен список учредителей, список Церковного Совета, анкета священнослужителя, договор.

В списке учредителей 23 верующих в возрасте от 20 до 80 лет, из которых 4 колхозника и 19 единоличников, по социальному происхождению 10 бедняков и 13 середняков. Среди них только 2 женщины.

В список членов Церковного Совета входят 10 православных в возрасте от 22 до 60 лет, в том числе колхозник 1, остальные – середняки, по социальному происхождению 2 бедняка и 8 середняков.

Сохранившаяся анкета священнослужителя села Покровки Покровской церкви Татарского района содержит сведения о священнике Иване Сергеевиче Лёшине, 1 сентября 1865 года рождения, который выполняет культовые обязанности с 1914 г. по настоящее время (1933 г.). Размер его вознаграждения 480 рублей в год. В графе «был ли судим и за что» имеется запись: административно-ссыльный. Анкета датируется 14 июля 1933 г., подпись – Иоанн Лёшин.

Договор заключен гражданами села Покровка Татарского района (Усть-Таркский район образован в 1936 г.), принадлежащими по своему вероисповеданию к Покровской Богородице и церкви православного вероисповедания, с Татарским районным Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов о том, что «20 июля 1933 г. приняли от него в бессрочное и бесплатное пользование, находящееся в Покровке деревянное Богослужебное здание, огороженное деревянной оградой, и в нем находящиеся предметы культа по особой, нами заверенной своими подписями описи...»

В договоре определены условия передачи имущества: верующие обязаны «беречь государственное достояние, пользоваться им исключительно для удовлетворения религиозных потребностей, принимая на себя всю ответственность за целостность и сохранность имущества; из своих средств производить оплату всех текущих расходов по ремонту, страхованию, хранению, оплату местных обложений; вновь поступающие путем покупки, пожертвований, передачи из других церквей и исключать пришедшие в негодность и лишние предметы религиозного культа с ведома и согласия райисполкома; все денежные добровольные пожертвования вносить через казначея на хранение в Государственную трудсберкассу на текущий счет; для периодической проверки и осмотра переданного имущества по первому требованию допускать во вне богослужебное время представителей местной власти»; не допускать в богослужебном помещении политических собраний враждебно советской власти, раздачи, продажи и хранения книг, брошюр, листков и всякой литературы, направленных против советской власти или ее представителей; произнесения проповедей и речей, враждебных советской власти или отдельным ее представителям; набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти; беспорядков верующих к нарушению общественного спокойствия; устройства специально детских, юношеских, женских, молитвенных и других собраний; организации школ и библиотек; хранения ценных вещей и предметов, составляющих частную собственность граждан.

В договоре указаны права и обязанности верующих граждан, указаны условия, при которых договор может быть расторгнут.

Право подписать данный договор имеет каждый гражданин, принадлежащий к церковному течению и неопороченный по суду. Подписанный договор хранится в делах райисполкома (как раз этот подлинник мы имеем в отделе архивной службы администрации района), а копия выдается гражданам, подписавшим договор и получившим в пользование здание и предметы по описи.

В опись переданного в пользование Покровской общине верующих культового имущества внесены церковь деревянная, построенная в 1900 г., церковная ограда деревянная, иконы в деревянных рамках, иконостас с царскими воротами с иконами, напрестольный крест, кадило, хоругви бархатные и металлические, плащаница под стеклом и футляром, шесть подсвечников, купель для крещения, блюдо для благословения, водосвятная чаша, аналоев с покрывалом 3 шт., ризы разной парчи и разного цвета, подризники разной материи и цвета, напрестольный платок зеленого цвета, дарохранительница с футляром, свечной шкаф, шкаф с книгами, шкаф с ризами, маленький шкаф в алтаре, чугунная печка, люстра медная и люстра маленькая, сосуды (всего 30 наименований).

В описи проставлены подписи всех членов общины. Правильность описи заверена председателем Покровского сельсовета.

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» и инструкцией НКВД от 1 октября 1929 г. №328 «О правах и обязанностях религиозных объединений» зарегистрирована 25 ноября 1933 г. за № 9 Покровская религиозная община. Удостоверение о регистрации подписано секретарем Татарского РИКа Фадеевым и инструктором Курченко.

В деле имеется заверенная председателем Покровского сельсовета копия Указа Омского Епархиального Управления от 9 марта 1934 г. № 74 (председатель Епархиального управления архиепископ Анатолий, член-секретарь И. Выгодин), которым поручается «священнику Иоанну Лёшину временно, до назначения на Еланский приход священника, совершать церковные службы и исполнять все христианские требы по приходу села Еланского Татарского района Западно-Сибирского края».

Указ священник Лёшин должен был зарегистрировать у «гражданских властей» и предъявить Церковному Совету общины. Поэтому 26 марта 1934 г. протоиерей Иоанн Лёшин обращается с заявлением в Татарский райисполком, где сообщает, что заведовать Еланским приходом и исполнять религиозно-христианские требы он согласен и просит дать ему письменное разрешение. На что 14 апреля того же года последовал ответ Церковному Совету Еланской церкви: «На Ваше заявление о регистрации священника Покровской церкви Лёшина сообщаем, что по данным РИКа у Вас числится служитель культа и о выбытии его РИК сведений не имеет».

Никаких других сведений в деле нет.

Таким образом, при соблюдении советского законодательства о религиозных культах, при наличии регистрации религиозной общины верующих в органе власти государством предоставлены в бессрочное и бесплатное пользование и помещение, и церковная утварь для совместного удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан. Условия передачи имущества в договоре вполне естественные. Важно было не выступать враждебно против советской власти.

Галина Коначкова
начальник отдела архивной
службы администрации района

Ivan

Информация
Комментировать статьи возможно только в течение 90 дней со дня публикации.