Первым впечатлением от фильма было полное его «отторжение». Посмотрев в спокойной обстановке этот фильм ещё раз, я изменила к нему своё отношение с негативного на «умеренно-позитивное». Фольклорное народное творчество заслуживает того, чтобы сохранить его в нашей памяти. Замечательно, что жители сёл хранят и пропагандируют народное песенное творчество. Об этом надо говорить и надо снимать фильмы. Но с другой стороны, с моей точки зрения, совершенно прав наш земляк, который в своём комментарии написал о «грубо-натуралистическом детальном изображении» сельской жизни. В данном фильме это наспех сколоченные собачьи будки, показанные крупным планом не один раз, убогие сараи, закопченные кастрюли на печке, неприглядный дом бабушки Вассы… Не случайно после просмотра фильма многие зрители, делясь впечатлениями, говорили всего одну фразу: «Без прикрас…». Да, без прикрас, таков быт многих сельских жителей, но доминировать в фильме, на мой взгляд, должна быть основная идея - фольклорное творчество. Или без выразительного акцента на убогость быта фольклор не воспринимается должным образом?
Теперь о выставке. Несколько раз обошла все экспозиции, останавливаясь возле каждой фотографии. Не буду говорить о качестве фотографий с использованием современных технических возможностей. Оно и должно быть высоким, если уж делается заявка на профессионализм. Буду говорить о чувствах и впечатлениях, за которыми я пришла на эту выставку.
И опять эта пресловутая неоднозначность восприятия того, что я увидела.

Я долго всматривалась в лицо этой старушки с котёнком, в её такую трогательную и беззащитную улыбку. И я увидела в её выражении лица, в характерно повязанном платке, что-то родное и понятное мне. Этот сюжет вызвал у меня щемящее душу чувство утраты близких мне людей - бабушки, мамы, чего-то безвозвратно ушедшего, всего того доброго, что было связано с ними.
Или вот фотография девчушки, глядящей вдаль.

Я не пыталась обозначить свои чувства, глядя на эту фотографию.
Мне не хотелось что-то анализировать или синтезировать. Мне просто хотелось смотреть на неё с одним лишь пониманием того, что она затрагивает какие-то мои личные струнки души, завораживает своей простотой и каким-то таинством. Именно это было для меня важно.
А вот совсем другие фотографии.
И я не собираюсь следовать совету Валерия Кламма: «попробуйте прочитать подписи и тексты к ним, быть может - это добавит понимания, хотя…» А зачем, собственно, мне эти подписи и его понимание сюжета? На мой взгляд, настоящее искусство там, где нет никаких подписей и навязывающих определённое мнение аннотаций. Видя мазутную руку на клавиатуре, я не хочу думать о том, что, да, всё понятно, городской парень приехал на «прорыв» к отцу, но душа и рука его тянется к высоким технологиям. Явная постановка сюжета, основанная на контрасте.


Или как позитивно воспринимать лежащую на снегу женщину, похоже, без определенного места жительства, или парня, разговаривающего по сотовому телефону на фоне разрушенных сараев?
Слишком убого показана «Россия нестоличная» на выставке в нашем Доме детского творчества. И если в таком ракурсе будет представлена жизнь моего района, то я, точно, на такую фотовыставку не пойду. Всё это известно мне с детства, всё знакомо, и я не хочу лишний раз бередить свою душу неприглядностью быта, в котором живёт наш народ. Однобоко и предвзято представленным бытом российской глубинки. Уж если поставлена задача показать Россию «во всей её красе», то надо находить золотую середину, сочетающую в себе профессионализм, актуальность, тактичное позиционирование того или иного аспекта. И без постановочных трюков. На это цирк существует.
И ещё у меня такое чувство, что выражением «Россия нестоличная» нас разделили на две части, в одной из которых «блеск», а в другой нищета. Может быть, стоит в наше непростое время всеобщего смятения и разброса политических пристрастий ещё раз вспомнить слова великого поэта: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…». По-моему, именно добрых чувств сейчас катастрофически не хватает.