У Старка
 
 
 

Образовательный стандарт

дата: 29.04.2011, 00:27 | просмотры: 2 794 | категория: Авторская колонка

0 В 2011-2012 учебном году все учащиеся 1-х классов перейдут на новые образовательные стандарты второго поколения.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС) включает в себя несколько требований, в том числе и требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Меня заинтересовали следующие вопросы:
  1. В связи с чем возникла необходимость такого перехода?
  2. Что хотят получить в конечном итоге? Есть ли ясная и конкретная цель у разработчиков этого стандарта? Или это процесс ради процесса?
  3. Какими методами это будет осуществляться?

Читаю « Вестник образования» (№ 3 2009г):
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям.
Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, единства образовательного пространства в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений и т. д. и т.п.


Думаю, что нет смысла переписывать всё, что изложено в тематическом приложении к данному стандарту. Там всё изложено на профессиональном уровне и далеко не всё понятно.

А вот один из разделов мне показался интересным и касается он предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы.

Относительно математики там сказано следующее:
  1. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  5. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Не вникая в детали, складывается впечатление, что математическое образование в начальной школе должно приобрести практическую направленность. И это хорошо. В этой тенденции я вижу большой плюс нового образовательного стандарта. В прежние времена математическое образование в школе было направлено на почти абстрактное овладение математическим аппаратом. Вспомните курс тригонометрии. Какие практические знания вы вынесли в жизнь после изучения этого раздела математики? Я помню всего несколько задач, имеющих практическую ценность, и самую яркую из них - измерение высоты дерева через тангенс острого угла и расстояние от основания дерева до места, где находится человек. В остальном - просто очень красивые формулы, с которыми было приятно работать, выводить одну формулу из другой, решать геометрические задачи и т.д. Формулы забылись, и ничего полезного от изучения тригонометрии у большинства людей не осталось. Да и не все дети могут одинаково хорошо воспринимать учебный материал, поэтому не стоит их обременять оторванными от жизни знаниями. Дать всем школьникам тот необходимый минимум, с помощью которого они смогут полноценно жить, ориентироваться в событиях, в окружающем мире - это главное. А в старшем звене у учащихся должна появиться возможность глубоко и качественно изучать те предметы, которые они сами сочтут необходимыми для себя. Математику, как я поняла, пока не планируют вводить в список тех четырёх обязательных предметов, которые должны усвоить все без исключения школьники. Но она будет входить в список семи рекомендованных предметов, из которых будет дано право выбирать, для получения аттестата о среднем образовании.

Хорошо написано про русский язык. Родной язык.
  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Т.е. в том разделе, где идёт описание предметных результатов освоения образовательной программы, всё более или менее понятно.
Что хотят получить в конечном итоге?

На этот свой вопрос я так и не получила вразумительного ответа от специалистов. Хотелось увидеть свет в конце тоннеля, ожидаемый результат, а мне говорили о требованиях к структуре и о каких-то чисто профессиональных понятиях. Поскольку вопросы образования касаются практически всех, хотелось бы услышать адаптированную на широкий круг людей версию нового образовательного стандарта, его суть, а главное то, ради чего всё это замышляется. Не имея чёткого представления о цели того или иного действия, трудно рассчитывать на результат. Мне сказали, что акцент сделан не на содержание, а на условия реализации программы. Тогда как быть с предметными результатами освоения программы? Если крен делается в сторону практической направленности, на развитие умений применять полученные знания в повседневной жизни, то, как раз, приоритетным должно являться содержание образования. Для этого, естественно, должны быть созданы и условия для реализации программы.
Во всяком случае, в таком вот упрощённом виде я поняла цель введения ФГОС.

Ответ на первый свой вопрос мне почти ясен. Образование зашло в тупик. Старое разрушили, а к новому не пришли. Нет понимания того, что мы хотим получить от общеобразовательной школы. Наличие большого количества учебников по предметам, отличающихся друг от друга не только по содержанию, уровню сложности, но и по разным подходам к изложению материала, делают процесс обучения размытым, ставят учеников изначально не в равные условия. У многих детей сейчас нет интереса к получению знаний. Пропал этот интерес, в частности и оттого, что появилась возможность за деньги после школы поступать в высшие учебные заведения. И родительское нравоучение: «Учись, а то в институт не поступишь» сейчас не актуально. Диплом, но не образование, получить достаточно просто. Есть у родителей или спонсоров деньги - и поступление в любое, даже самое престижное высшее учебное заведение обеспечено. И, как результат, специалисты с низким уровнем профессиональных знаний, для которых диплом о высшем образовании просто как козырь на руках. К тому же, наличие диплома даёт право занимать определённые должности. Это как визитная карточка, повышающая самооценку. Законодатели пишут законы, в которых оговаривают наличие высшего образования для соответствия занимаемой должности. Некоторые вузы охотно откликаются на это и за деньги при минимальных усилиях с той и другой стороны выдают дипломы установленного образца. Так совсем недавно произошло с муниципальными служащими, для которых наличие высшего образования является обязательным. Теперь учителей начальных классов у нас в районе хоть отбавляй. По неофициальным данным из 1200 выпускников Новосибирского педагогического университета очной формы обучения в прошлом году только 40 человек пришли в школы сеять «разумное, доброе, вечное». В этой связи ещё один вопрос встаёт. А кто будет внедрять этот новый стандарт?

P.S. Образовательные учреждения района должны обеспечить учащихся новыми учебниками и учебными пособиями при переходе на ФГОС. Каждый первоклассник и его учитель должен получить комплект учебно-методического комплекса с электронным приложением на сумму: ученик - 3500 рублей, учитель - 3500 рублей.
Для выполнения требований ФГОС по оборудованию классных помещений образовательным учреждениям необходимо 50 тыс. рублей на кабинет.
Таким образом, для 150 первоклассников нашего района цена вопроса - 1,5 млн. рублей.
На сегодняшний день финансирование в бюджете района не предусмотрено. Отсутствует механизм формирования дополнительных финансовых средств, обеспечивающих введение федерального государственного образовательного стандарта.
Думаю, что этот вопрос решится, и деньги местная власть найдёт. Главное, на мой взгляд, должно быть понимание важности момента, связанного с переходом на новый стандарт не только у педагогических работников, но и у общественности, поскольку вопросы образования традиционно волнуют широкие слои населения. Мы тоже хотим знать - где мы находимся, и что планируется изменить в образовании наших детей? И для чего?

Наталья Щетникова

Теги: образование

Наталья

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.