0
Случилось это в последний год моей работы в школе. В моём выпускном классе пропал журнал. Долгие поиски ни к чему не привели - проверили все кабинеты, перевернули все шкафы, все сумки, заглянули за каждую батарею. Искали всем педагогическим коллективом - журнала нигде не было. Испарился. Директор школы попросила (или приказала - уже не помню, каким был её тон) заполнить новый журнал, выписывая все оценки по предметам из дневников учащихся. После того, как это было мной сделано, я пошла к директору и очень категорично (это я помню) сказала, что больше не намерена этим заниматься и что, между прочим, сохранность журналов - это задача администрации, а не моя. Надо сказать, что учительская в то время находилась в маленькой пристройке на втором этаже, там же на специальном стеллаже хранились журналы. Дверь всегда была открыта, кто-то приходил, кто-то уходил. Через две недели журнал моего класса снова исчез. Теперь его уже никто не искал, стало ясно, что это спланированная акция. Я думала только об одном - кем и с какой целью? А дальше события развивались следующим образом. Мои замечательные дети, мои выпускники, не говоря мне ни слова, написали жалобу директору школы на учителя история с просьбой отстранить его от преподавания предмета в нашем классе. Мотивировали они это тем, что он, якобы, оскорблял их на уроках. Самое удивительное, что при этой неоднозначной ситуации не было никаких разбирательств, не было никаких очных ставок. На все мои недоумённые вопросы они молчали, как партизаны, опустив глаза вниз. Всё прошло быстро и спокойно. Учителя убрали, а преподавать историю стал другой учитель. Журнал больше не исчезал. Окончился год и мои выпускники отправились покорять другие высоты. А меня не покидала мысль о пропавших журналах. Естественно, в случайность этих событий я не верила и искала ниточку, которая привела бы меня к истинным причинам случившегося. Всё, о чём я напишу дальше - это уже мои догадки, соединённые воедино.
Первое - я исходила из того, что есть кто-то, кто был заинтересован в пропаже журналов, не в самих журналах, как таковых, а в оценках, которые там стояли. Дальше не трудно было вычислить предмет, по которому кого-то не устраивала оценка - это история, потому что жалоба была именно на учителя истории. Дальше встал вопрос - кого именно? А именно того, кто шёл на медаль, но требовалась другая оценка, которая никак не выходила. Ну, а вычислить потенциального медалиста было проще простого - она одна была в классе. Но, увы, у неё в выпускном классе три стабильные четвёрки - русский язык, английский язык и история. Эта никчемная в данном конкретном случае история, которая могла испортить все планы при поступлении в медицинский институт. Про русский и английский речь никогда не шла, потому что там вообще никогда и близко не было пятёрок. Договориться с учителем истории не удавалось, поэтому единственный ход в режиме цейтнота – заменить учителя истории на более лояльного. Что и было сделано. Понятно, что за всей этой историей с журналами и просьбой заменить учителя стоял взрослый человек, у которого, на его взгляд, не было другого выхода из сложившейся ситуации.
С приходом другого учителя всё стало иначе - по истории пошли сплошные пятёрки, в результате с двумя четвёрками она получает серебряную медаль и благополучно, сдав биологию на пятёрку, поступает в медицинский институт. Исполнилась её мечта и это замечательно.
Из этой истории можно сделать разные выводы. Можно рассуждать о принципиальности учителя, его бескомпромиссности. Можно подобрать ещё какие-то другие веские аргументы его поведения в данной ситуации. А можно посмотреть на всё это с другой стороны. Девочке была крайне необходима медаль. Не просто медаль ради медали, и не просто ученице, а умнице - старательной, целеустремлённой, настойчивой. И она не игнорировала этот предмет, она учила, но что-то не срасталось. Можно даже предположить, что она реально не знала историю на пятёрку. Но иногда, и с этим стоит согласиться, между учеником и учителем возникает личная неприязнь и уже ни о какой принципиальности речь не идёт. И тогда появляются другие мотивы - не незнание учеником предмета, а чисто субъективное отношение к ученику – не нравится стиль сочинения, не выразительно излагается текст, не совсем глубоко проводится анализ события, имевшего место тысячу лет назад, не под тем углом делаются выводы. И это гораздо хуже, чем то, когда учитель просто не может поступиться своими принципами.
Но есть учителя, которые могут вспомнить случаи, когда они действовали из других соображений. Они понимали устремления своих учеников и помогали им в достижении поставленных целей. Я знаю таких учителей, и знаю, что о них с благодарностью вспоминают их ученики.
P.S. Жизнь показывает, что не каждый сокол поднимается высоко в небо только тогда, когда летит против ветра, преодолевая преграды. Иногда для передышки и обретения уверенности в себе необходимо послать ему вдогонку попутный ветер.