На обучающих семинарах по введению в ФГОС уже побывали методисты, директора и завучи некоторых школ. Обсуждение стандарта прошло и на предметных секциях августовской конференции».
P.S. Очень красиво написано, а главное - непонятно. В связи с этим хочу сказать несколько слов о преподавании математики в школе.
Математика в базовой части очень консервативная наука, все фундаментальные доказательства уже давно осуществлены. Введены понятия и термины, определены математические действия. Есть, конечно, простор для полёта математической мысли, но это под силу только таким гениям, как Григорий Перельман, который совсем недавно удивил весь мир, доказав гипотезу Пуанкаре. В плане прикладной математики и сегодня простор для деятельности просто необозрим, но это уже совсем другая тема. Как я понимаю, наша общеобразовательная школа призвана дать базовые математические знания всем без исключения учащимся. К сожалению, осуществить в рамках классного урока индивидуальный подход к каждому ученику практически невозможно, поэтому на уроке математики всегда происходит процесс «усреднения». Не очень способные к математике ученики подтягиваются до среднего уровня, а способные опускаются до этого уровня. В этом я всегда видела основную проблему в преподавании математики в школе.
Чтобы устранить этот пробел создавались физико-математические школы или классы с углубленным изучением математики. К тому же сам учитель должен был обладать нестандартным мышлением, чтобы и детей научить этому нестандартному мышлению, а это не под силу каждому рядовому учителю.
Но, тем не менее, наша школа давала хорошие базовые знания по математике. В каждом звене шла отработка материала, необходимого для продвижения вперёд. Упускаю детали, связанные с субъективным фактором преподавания - уровнем профессиональной подготовки учителя, его пониманием целей и задач. Хороший учитель, на мой взгляд, учит не решать задачи по образцу и подобию, а умению находить эти решения. Совсем недавно в современном учебнике математики для 2-го класса увидела такую задачу: имеется пять красок разных цветов. Сколько двухцветных флажков можно раскрасить этими красочками? И продолжение задачи - а сколько трёхцветных флажков можно раскрасить этими красками? Если в первом случае решение задачи ребёнку можно объяснить наглядно, то во втором случае это сделать практически невозможно. Задача быстро решается при помощи формулы комбинаторики, но во втором классе ни о каких размещениях, перестановках и сочетаниях речь не идёт. Возникает вопрос-зачем и кому нужны такие задачи? Я совсем не против задач повышенной сложности в рамках школьной программы, но все они должны быть очень детально продуманы - для чего даётся та или иная задача, какой вид мыслительной деятельности она развивает и т.д. Задача, приведённая выше в качестве примера, способна напрочь отбить у ребёнка желание заниматься математикой, потому что она недосягаема и не формирует чувство удовлетворения от процесса её решения. Конечно, образовательный процесс должен динамично развиваться, что-то должно пересматриваться, совершенствоваться, но есть то, что должно оставаться незыблемым - это десятками лет наработанный опыт преподавания и отбора материала для математического образования школьников. Создаётся впечатление, что за всеми этими инновационными технологиями, «системно - деятельностными подходами» и другой словесной шелухой теряется главное - прочные знания основ не только математики, но и других школьных дисциплин.
Наталья Щетникова