У Старка
 
 
 

Два тоста

дата: 14.12.2012, 23:38 | просмотры: 2 675 | категория: Авторская колонка

1 «Система образования должна строиться вокруг талантливого, одаренного учителя. Нужно "обновить содержание образования, сохранив при этом наши традиции и преимущества, такие, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий". Качественное образование без воспитания невозможно", - подчеркнул Путин и поручил правительству "подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты».
Из послания Президента РФ Федеральному собранию, 12.12.2012

Недавно на одном торжественном мероприятии в тесном кругу был предложен тост за современное образование. Наверное, выпили бы. Как говорится, какая разница за что, лишь бы люди вокруг были хорошими. Но тут вдруг неожиданно прозвучали слова: «За образование советского периода - да, подниму бокал. За то, что есть сейчас, за современное образование - ни при каких обстоятельствах». Ну, не трудно догадаться по предложенному тосту, что прозвучал он среди бывших и действующих педагогов по воле случая оказавшихся за одним праздничным столом.

И вот в связи с этим мне пришла в голову мысль систематизировать свои личные представления о современном образовании. Причём, только в рамках начальной школы. Для большего у меня пока нет базы. И ещё. Для того, чтобы здесь было представлено не только моё мнение, я попросила высказать свою позицию относительно современного образования трёх человек: хорошего учителя начальных классов с большим опытом работы, замечательного учителя русского языка и литературы и вполне ответственную бабушку, имеющую внучку-четвероклассницу.

Первое, о чём мне хотелось бы поговорить, это, конечно, о математике, к которой я отношусь очень трепетно.
Итак, математика.

Мнение учителя начальных классов.
Значительно увеличилась нагрузка на учеников за счёт включения в программу задач повышенной сложности. Нет времени для того, чтобы закрепить и отработать базовый материал. Особенно это касается развития навыков в решении задач. Тяжело даются и вычислительные навыки не только слабым ученикам, но и средним. Полностью справляются с заданиями только «звёздочки».

Мнение бабушки.
Нет работы над ошибками, не закрепляется материал. Задачи повышенной сложности надо решать на кружке, факультативе. Они не должны являться обязательными для всех детей. Иногда учитель так и говорит: «А эту задачу будете решать дома с родителями».

Моё мнение.
Раньше всё было достаточно просто и прочно. В этой отработке прочности основ математических знаний, на мой взгляд, и заключалась основная идея преподавания математики в курсе начальной школы. У учителя было достаточно времени для того, чтобы научить всех детей основным математическим действиям с числами. Собственно, ничего больше в курсе начальной школы и не было. В программу не включались задания на развитие мышления, математической логики. Наверное, в то время всем учащимся общеобразовательных школ этого и не требовалось. А для подготовки специалистов в области математики существовали математические классы и даже школы.

Новое время потребовало новых подходов к содержанию математического образования. Связано это, прежде всего, с информатизацией, новыми цифровыми технологиями, а для успешного восприятия этих процессов требуется другое мышление, более гибкое, нестандартное. И сейчас этот пробел восполняется насыщением учебников математики заданиями именно такого содержания. Людям, привыкшим мыслить конкретными категориями, трудно бывает вникнуть в суть нестандартных заданий. Примерно так произошло вчера со мной при решении теста. «В коробке лежит 7 синих пуговиц и 5 красных. Добавили 3 красные пуговицы. Что означает число 0?». Суть задачи поняла, но такая постановка вопроса для меня оказалась непривычной. Так, на мой взгляд, и у некоторых учителей, недостаточно хорошо владеющих подобного рода категориями мышления, возникает соблазн обходить стороной такие задания. Да и многие дети к этому просто не готовы. Но, не получив хорошую дозу интеллектуального развития в начальной школе, у школьников значительно снижаются возможности восприятия более сложного материала в старших классах. Как-то недавно нужно было за два дня решить тестовое задание, состоящее из 130 пунктов. Причём, там были как простые задания, так и не очень, над которыми надо было задуматься. На всё в общей сложности у нас ушло 4 часа. Можно было бы быстрее, но мне хотелось, чтобы для ребёнка всё было предельно понятным. Хотя несколько раз ловила себя на том, что ребёнок уже давно всё понял, а я всё пытаюсь ему ещё что-то объяснять. К концу четвёртого часа в мою голову вместе с усталостью закрались и некоторые сомнения: «Как же так, - думала я, - самостоятельно ребёнок с таким объёмом задач за два дня без помощи взрослых не справится». Интересно узнать, как с этим обстоят дела у других детей. Позвонила знакомой девочке. Она подтвердила, что все эти «страницы надо решить за два дня» и сказала, что сама уже всё решила. Я поинтересовалась - за сколько времени она это сделала? Девочка без всякого сомнения ответила: «Ну, где-то минут за 30!». Я тут же посчитала, сколько времени у неё уходило в среднем на одно задание. Получилось около 15 секунд. С надеждой в голосе я спросила: «Тебе кто-то из взрослых помогал?» «Нет, - ответила она,- я сама решала». После того, как у меня снова появился дар речи, я позвонила учительнице и задала вопрос: «Вообще, ребёнку реально справиться с таким объёмом заданий за два дня?». Она мне ответила: «Решайте то, что знаете». Я не совсем скромно, запинаясь, ответила: «Ну, как бы, это, мы знаем всё». «Это хорошо. Тогда решайте всё».

И вот эта позиция мне совершенно непонятна. Дети, они мало чем отличаются друг от друга, а вот родители могут быть очень ответственными, а могут и не очень. Добросовестные родители посадят своего ребёнка за стол и не выпустят до тех пор, пока всё, что задано, не будет сделано. Хорошо ещё, что умственное перенапряжение, которое неизбежно возникнет у ребёнка, будет сниматься его слезами и категорическим отказом что- то воспринимать и понимать. За этим, естественно, последуют родительские упрёки и нравоучения. Затем будет примирение и, в конце - концов, непосильная для ребёнка задача под пристальным родительским оком будет выполнена. На твёрдую пятёрку.

Считаю, что образование в начальных классах далёких прошлых лет было ориентировано на полную самостоятельность обучения детей. Значительная часть родителей была не так уж хорошо образована, чтобы иметь реальную возможность помочь своим детям в подготовке уроков. Да и времена были другие, с другими проблемами. Их никто и не ориентировал на то, что они обязаны делать уроки со своими детьми. Функция обучения и воспитания была полностью на школе. Понятное дело, что субботний просмотр дневников родителями для некоторых детей заканчивался плачевно. Но у большинства учеников формировалось чувство собственной ответственности за свою учёбу. Если раньше школьник мог решать все задания самостоятельно, то теперь, на мой взгляд, помимо объяснений учителя, нужен контроль и конкретная помощь старших. Наверное, предполагается, что родители сейчас более грамотные, чем были раньше, многие имеют высшее образование и могут помочь ребёнку разобраться в сложных вопросах. Теоретически - да. Только вот на практике не всегда они это могут осуществить. После напряжённого рабочего дня им часто уже не уроков. Ритм жизни стал совсем другим.

Чисто технически сравнивая учебники по математике трёх авторов - М.И. Моро, Башмакова и Л. Петерсон, могу определённо сказать, что в них мне очень нравится разнообразие предложенных задач и упражнений. Особенно в учебнике Л. Петерсон. Уже в 4 классе начинается решение уравнений и если в учебнике Моро они самые простенькие и заключаются в умении находить неизвестные компоненты действий (х:16=80), то у Л. Петерсон этот уровень гораздо сложнее, требующий несколько раз упорядочивать свои действия - (240:х+48):26=2. Много предлагается заданий на оценку результатов действий, что очень ценно, на мой взгляд. Или вот, например, такая задача: Летели галки и сели на палки. Палок было пять. Если галки сядут по одной на каждую палку, то некоторым галкам не хватит места, а если они сядут по две на каждую палку, то некоторые палки останутся свободными. Запиши неравенство для числа галок и реши его. Да, согласна, для человека, умеющего хоть немного логически мыслить эта задачка один пустяк, но для ребёнка начального звена это далеко не так. Но учить детей решению таких задач надо, развивая тем самым их мыслительную деятельность. Тут и слова Ломоносова вспомнить не грех: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Другое дело - как это сделать в условиях классной системы с разным уровнем способностей детей? Уменьшить количество учеников в классе, чтобы найти подход к каждому? Затратно для нашего государства. Нанимать репетиров для детей? Тогда в чём смысл бесплатного образования? Упростить содержание, тем самым уменьшить нагрузку на детей? Не впишемся в требование времени со своими четырьмя арифметическими действиями. Поэтому моё мнение очень даже в этом плане неоднозначное. Скорее всего, я склоняюсь к тому, что надо уделять больше внимания именно закреплению базового материала, чтобы все дети без исключения смогли получить те знания, без которых им дальше будет весьма проблематично продолжать своё образование. А для особо любознательных и одарённых - факультативы, кружки, хорошие учебники с «умными» задачками, которых сейчас предостаточно. В частности, учебник Л. Петерсон, на мой взгляд, не подходит в качестве базового для всех школ, но выдёргивать оттуда интересные задачки очень даже интересно. Насколько мне известно, и ФГОС предполагает внеурочные занятия с учениками в соответствии с их интересами.

Два тоста

Русский язык
Мнение учителя.
В русском языке ничего не изменилось, всё те же блоки - морфология, синтаксис и пунктуация.

Мнение бабушки.
С изучением русского языка всё нормально. Ничего нового тут не изобрели.

Моё мнение.
Отсутствует, хотя думаю, что ничего не изменилось. Может быть, методика преподавания стала несколько иной. Что касается меня, то я никогда не любила изучать морфологию и синтаксис и, считаю, что это трудно, или, вернее, нудно. Пунктуацию обожаю - это видно по обилию запятых, тире, двоеточий в моих текстах. Иногда лишних. Для меня основным правилом было и остаётся в русском языке только одно правило: его красота. Всё пишу по интуиции и никогда не пытаюсь даже вспомнить соответствующие правила. Но ясно одно - школьная программа по русскому языку требует от учащихся вполне конкретных знаний и это правильно. А я даже затрудняюсь ответить, что является основополагающим – знание правил или врождённая грамотность. Или и то, и другое. Поэтому воспользуемся «помощью зала» - замолвить слово за " великий, могучий, правдивый и свободный русский язык".
Литературное чтение
Мнение учителя.
Несколько поменялся список литературных произведений, но особых проблем нет.

Мнение бабушки.
Вызывают затруднения пересказы текстов с именами героев не славянского происхождения, что является непривычным для детей. Тексты большие, имён и названий много, и запомнить всё это очень сложно. Раньше больше заучивалось наизусть хороших стихотворений, а сейчас этого практически нет.

Моё мнение.
Считаю, что надо читать больше хороших книг. Это никогда не повредит. Но в этой связи меня интересует вопрос: исходя из каких соображений составляется список произведений на лето, рекомендуемых для прочтения? То, что этот список очень объёмный – это одна сторона дела. Чтобы прочитать всё, надо читать каждый день хотя бы по часу. И каждый день каникул для ребёнка сопровождается одним и тем же возгласом: «Ты сегодня читал(а)? И надо при этом видеть лицо ребёнка, когда он мучительно начинает вспоминать - читал он сегодня, или нет? На таких долгожданных каникулах! Другая сторона - это содержание рекомендуемой литературы. Если это происходит в соответствии с программой, то и тут возникает ряд вопросов. В прошлом году с трудом «вымучили» то, что было рекомендовано, а в этом году, забросив список подальше, читали то, что интересно. А это «интересно» было сформировано после похода в детскую библиотеку с вопросом: «Какие книги чаще всего берут дети для чтения?». Взяли и не ошиблись – даже летнее чтение для ребёнка превратилось в удовольствие. Про себя точно помню, что летом никогда не читала. Играла всё время, а когда по своим внутренним мотивам вышла из игрового возраста, то стала читать.

Ну, а в школьных учебниках приходится читать всё, что там написано. Вот совсем недавно, открыв учебник, увидела былину про Илью Муромца и соловья – разбойника. Решила прочитать её сама. Прочитала, но мой темп чтения значительно снизился, потому что приходилось выговаривать каждое слово, а в некоторые слова просто вчитываться. Думаю, что в четвёртом классе эти словесные «выкрутасы» не совсем уместны. Или, для того, чтобы показать детям эволюцию развития русского языка, нужно было дать этот текст в небольшой дозировке.
Говорили мужички ему черниговски:
- Ты удаленькой дородний добрый молодец,
Ай ты славныя богатырь святорусьскии!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела,
Ай по той ли по дорожке прямоезжою
Да й пехотою никто да не проезживал:
Как у той ли-то у грязи-то у черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Левонидова,
Сиди Соловей-разбойник во сыром дубу,
Сиди Соловей-разбойник Одихмантьев сын

И т.д.

Окружающий мир
Мнение учителя.
В 4 классе изучение окружающего мира идёт по двум направлениям. Это история и природоведение. Детям этот предмет нравится, так как его изучение связано с различного рода наблюдениями, опытами, подготовкой презентаций с привлечением интернет - ресурса, справочников и дополнительной литературы.

Моё мнение.
Окружающий мир в изложении этого учебника воспринять без родительской помощи очень сложно. И в постановке опытов, и в подготовке презентаций и тогда, когда ребёнок говорит, что завтра на уроке будет проверочный тест по десяти параграфам. Спрашиваю, а что там будет? Отвечает: «Всё». Конечно, «окружайка» хорошее дело, приятное даже можно сказать, но вот каким образом за один день подготовиться к тесту, в котором собрано столько разной и совсем не простой информации, я просто не знаю. Полистав учебник, повздыхав от обилия представленной в этих параграфах информации, отправили его назад в ранец. В надежде на то, что материал каждого параграфа в своё время тщательно прорабатывался. И, вообще, такое обилие больших тестов по разным предметам является, на мой взгляд, лишним, т.к. их выполнение предполагает умение одномоментно вытаскивать из памяти значительное количество информации, что для учащихся начальных классов является затруднительным.

Иностранный язык
Мнение бабушки.
Нормально. Пусть изучают.

Моё мнение.
Думаю, что надо это делать, начиная с начальной школы. Тем более, что есть мнение о том, что языки в детском возрасте воспринимаются гораздо легче, чем в более позднем.

Основы светской этики
Мнение учителя.
На занятиях даются основы светской этики, правила этикета, идёт нравственное воспитание, умение отличить добро от зла. Сегодня в этом плане школа находится в очень сложном положении. Есть установка – воспитывать в детях всё чистое, светлое. Вместе с тем, мы понимаем, что сделать это в отрыве от реальной жизни невозможно. Школа не может эффективно противостоять тому, что преподносится сегодня с экранов телевизоров, интернета. Только объединение усилий семьи, государства, школы способно принести ощутимые плоды. А сегодня школа хоть как-то обязана противостоять тому, что мы имеем в обществе. Так что, предмет нужный.

Моё мнение.
Точно знаю, что основы светской этики в школе я не изучала, в том плане, что такого предмета не было. Нас воспитывала сама жизнь и грамотно подобранные литературные произведения, в которых чётко разграничивались хорошие и плохие поступки. На примерах своих любимых литературных героев мы учились отличать добро от зла. Вот он, тебе – Мальчиш-Кибальчиш, а вот его антипод - Мальчиш-Плохиш. И видели, что хорошие поступки приветствуются во взрослом обществе. Что ж, раз сегодня нет других способов воздействия на подрастающее поколение в плане нравственного воспитания, соглашусь с тем, что предмет этот нужный. Хотя-бы в плане теоретических познаний. Все, кажется, понимают, что надо что-то в этом направлении менять, только вот не знают что именно. Пытаясь оградить неокрепшую детскую психику от дурного влияния окружающего мира, наши главные блюстители нравственности бросаются в какие-то крайности: то мультики пытаются запретить, видя в волке главного террориста и носителя вредных привычек, то в совершенно безобидной чебурашке начинают искать ее (его) естественное начало. То придумывают ещё какие-то совершенно неэффективные меры.

Технология.
Мнение бабушки.
Спросила у внучки: «Технология чего?». Она ответила, что просто технология и всё. Так новый предмет называется.

Моё мнение.
Логично с точки зрения ребёнка. Главное, что есть такой предмет, а зачем его так в 4 классе назвали, это уже детали, до которых ему нет дела. А, правда, так и липнет к слову «технология» вопрос «чего?»

Два тоста

Подводя итог своим размышлениям, проведя несложные вычислительные операции, что-то сложив, что-то перемножив, а что-то приняв на веру, я, всё-таки, подняла бы бокал хорошего вина, в первую очередь, за здоровье и безопасность наших детей. За то, чтобы их детство было счастливым. Сегодня дети ответственных родителей (а таких родителей, надо думать, большинство) испытывают неимоверные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. И не только от учёбы. Им всегда приходится соответствовать нашему вполне естественному желанию - быть во всём лучшими. Они мало находятся на свежем воздухе, мало играют, бегают, смеются, очень рано встают и поздно ложатся спать. Да и просто покричать, чтобы выпустить на волю лишние эмоции, им тоже часто не разрешается. Если выпадает свободное время, то проводят его за компьютером. Кто за игрушками, кто в социальных сетях, кто, в сотый раз, просматривая одни и те же понравившиеся мультики. Чем занять малыша, чтобы он не путался под ногами и не задавал глупых вопросов? Включить ему мультфильм и он два-три часа просидит перед экраном как маленький старичок. От всего этого дети часто болеют, потому что иммунная система не успевает заслонить собой совсем ещё неокрепший организм ребёнка. Второй мой тост - за современное образование. Продвинутое, развивающее, нацеленное на гармоничное развитие личности ребёнка. С безусловным сохранением того, что было наработано раньше и помогло за крайне короткий исторический период превратить безграмотную Россию в одну из самых образованных стран мира. Но, однозначно, дозированное, щадящее, с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы оставалось достаточно времени на детство. Ничего хорошего в достижении даже самой благородной цели жёсткими методами быть не может. Это я по поводу всем известного изречения «Цель оправдывает средства».

P.S. С другой стороны, услышав задачи, стоящие перед современным образованием в послании Президента РФ, («сохранив при этом наши традиции и преимущества, такие, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. Качественное образование без воспитания невозможно») как-то невольно подумалось о том, что где-то и когда-то мы это уже проходили…
Кроме традиционных религий и светской этики, естественно.

Теги: образование

Наталья

<
17 декабря 2012 00:27

ном

Цитата
  • Группа: Гости
  • комментариев
  • публикаций
  • Статус:
 
цитата:Для меня основным правилом было и остаётся в русском языке только одно правило: его красота. Всё пишу по интуиции и никогда не пытаюсь даже вспомнить соответствующие правила.
Если будем опираться только на красоту языка и свою интуицию, то некоторые будут писать по правилу:как слышЫм,так и пишЫм.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 90 дней со дня публикации.