0
У каждого из нас своё личное отношение к политической жизни страны. Когда-то давно его начинали формировать в раннем детстве, поэтому своё «октябрятство» я помню плохо. Запомнился только значок в виде звёздочки с улыбающимся и кудрявым Володей Ульяновым в центре. Страна «пионерия» запомнилась ярче, и, прежде всего, красным галстуком, очень красиво смотрящимся на фоне белого фартука. Вначале галстуки были из простой красной ткани, а потом к радости всех девочек, появились шёлковые. Пионерские сборы с горном, барабанной дробью, а 19 мая - обязательно на природе и с пионерским костром. У меня даже сохранилась фотография такого сбора, на котором я вношу знамя дружины. Маленькая такая ещё, а знамя тяжёлое. А рядом стоит мой папа, директор школы. Наверное, потому и доверили мне эту почётную миссию. Хотя, стоит отметить, что в пионерский лагерь « Артек» отправили не меня, а мою лучшую подружку- одноклассницу из многодетной семьи, которая, в отличие от меня, не была отличницей. Просто хорошо училась. Я немножко повздыхала и даже, кажется, поплакала по этому поводу, но мне дома внятно объяснили - что, зачем и почему. Вот времена были! В плане идеологического воспитания подрастающего поколения. Стало ещё понятней, потому что справедливо. Потом вступление в комсомол и тут у меня возникли некоторые проблемы, так как торжественный приём был приурочен ко дню рождения Ленина, а мне несколько месяцев не хватало до 14 лет. В качестве исключения, учитывая моё патриотическое рвение, приняли. Хорошо помню тот душевный подъём, который я испытала, получив в райкоме комсомола заветный билет, как свидетельство своей причастности к славной истории ленинского комсомола.
А потом, через положенное время, следуя намеченному партией курсу на рост самосознания и повышение личной ответственности за судьбу страны, следовало бы подумать и о вступлении в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Вроде бы, всё для этого было сформировано - присутствовал патриотизм, а также чувство долга и ответственности перед своей Родиной. От песни «Куба- любовь моя, остров зари багровой» в романтическом порыве кружилась голова, а слоган «Прежде думай о Родине, а потом о себе» прочно засел в голове. Но, вместе с тем, что-то в той же голове «не срасталось», наметился какой-то внутренний конфликт. Пожалуй, первым открытым моим выражением неприятия политики партии был ввод советских войск в Афганистан. У меня и у моей подруги-коммунистки, подрастали сыновья, и именно с этим я первоначально увязывала свою позицию в этом вопросе. Я ей говорила: «Да, защищать своё Отечество - это святой долг и тут вопросов быть не может. Все пойдут, и мои, и твои. А вот гибнуть просто за какие-то призрачные и непонятные интересы на чужой стороне отдельно взятым молодым ребятам - этого я не понимаю». Она упрекала меня в низком уровне политического сознания, в отсутствии патриотизма, в приоритете личных интересов над общегосударственными. И потом, когда как-то ко мне подошла секретарь школьной партийной организации и предложила подумать о вступлении в партию, я вежливо ответила, что подумаю. Тогда я уже почти знала, что делать этого не буду. Как-то в разговоре сказала об этом предложении своей идейной подруге. Реакция её была просто восхитительной: « Тебя - в партию? Ты до этого ещё не доросла». Я очень обрадовалась её такой реакции. Мне вдруг стало так легко, как-будто разом снялись все мои внутренние противоречия. Просто не доросла и всё. Тогда я ещё не знала, что это моё решение впоследствии избавит меня от угрызений совести, которые неизбежно возникли бы при выходе из рядов партии, которая для миллионов коммунистов долгие годы была «умом, честью и совестью». А потом вдруг всё испарилось - и ум, и честь, и совесть. Может быть, потому что наступила другая эпоха, а вместе с ней пришли и другие ценности? Возможно, моя подруга так и осталась коммунисткой. Ведь вот в нашем районе тоже есть несколько человек, которые остались верны своим убеждениям. К их чести.
А потом был период взлётов и падений моей обывательской политической мысли. Во время путча было огромное желание найти три куска материи, сшить российский триколор и вывесить его в форточку своей квартиры. С замиранием сердца мы напрягали свой слух, чтобы сквозь глушители услышать иностранную радиостанцию, рассказывающую о том, что на самом деле происходит у нас в стране. И когда всё свершилось - было ощущение необыкновенного счастья. Свободные выборы, демократия, рухнул железный занавес. У нас в квартире тогда долго висел плакат, разделённый на две части: на одной - консервная банка с плотно набитой килькой, а на второй - синие бушующие волны океана с резвящимися на просторе рыбками. И надпись внизу «Голосуй - или проиграешь!». Голосовали, верили и надеялись. Не хотелось снова в консервную банку с остро торчащими краями надрезанной крышки.
О политических пристрастиях сегодняшнего дня говорить не хочется. Всё на виду. Был подъём перед выборами. Было много красивых и правильных слов, сказанных представителями разных партий. Снова появилась надежда, а потом, как появилась, так и исчезла. Теперь вот коррупционные скандалы в среде самых высокопоставленных чиновников. А более высокие, как выясняется, всё знают, но молчат. Кругом ложь, клевета, воровство, озлобленность.
Анализируя сегодня своё политическое самосознание, могу отметить только одно - чувство глубокого удовлетворения оттого, что я никогда не вступала ни в одну из партий. Ни в КПСС, ни в «Единую Россию», ни в «Аграрную», ни в какую-то другую. Слава Богу, хватило ума не «дорасти» ни до одной из них, и ни разу не пришлось, как хамелеону, менять свою окраску. А вместе с окраской и свои убеждения. Однажды только бывший председатель Совета депутатов привёз из Новосибирска членский билет на моё имя от партии налогоплательщиков. На моё недоумение ответил, что квоту на район дали. Не смог отказаться. Раза три заплатила членские взносы и на том моё членство в ней закончилось.
У Игоря Северянина есть стихотворение. Называется оно «Крашенные».
Сегодня «красные», а завтра «белые» —
Ах, не материи! ах, не цветы!—
Людишки гнусные и озверелые,
Мне надоевшие до тошноты.
Сегодня пошлые и завтра пошлые,
Сегодня жулики и завтра те ж,
Они, бывалые, пройдохи дошлые,
Вам спровоцируют любой мятеж.
Идеи вздорные, мечты напрасные,
Что в «их» теориях — путь к Божеству.
Сегодня «белые», а завтра «красные» —
Они бесцветные по существу.
1919 © Игорь Северянин (Лотарев)
Думаю, что мало что изменилось с того далёкого 1919 года. Только раскрасок стало больше - белые, красные, радужные, трехцветные, жёлтые, зелёные, оранжевые...
И все они, распределившись по шеренгам, - кто в центре, кто налево, кто направо, кто немножко туда, а кто немножечко сюда, выдвигая свои лозунги, забыли главные слова: «Честь имею!" И чтобы не на словах, а на деле. Ради своей Родины.
А, может, её, Родины, у нас уже давно нет? И там, наверху, это давно поняли? Вот и на одном из сайтов недавно прочитала: «У многих народов есть Родина, а у нашего - только родинки». Обидно.