В настоящее время отделы пособий и социальных выплат Новосибирской области предоставляют более 20 государственных услуг по назначению, перерасчету и выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат семьям с детьми, предусмотренных законодательством.
Законодательная база, устанавливающая единую систему государственных пособий и социальных выплат гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.
Федеральный уровень:
- Закон Российской Федерации от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»;
- Постановления Правительства РФ, приказы министерства здравоохранения и социального развития РФ
- Закон Новосибирской области «О ежемесячном пособии на ребенка в Новосибирской области» от 29.12.2004 №255-ОЗ;
- Закон Новосибирской области от 05.12.1995 №29-ОЗ «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области»;
- Закон Новосибирской области от 06.10.2010 №533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области»;
- Закон Новосибирской области от 29.09.2099г. №388-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг»;
- Постановления Губернатора и Правительства Новосибирской области;
- Методические письма министерства социального развития НСО, фонда социального страхования.
Величина прожиточного минимума с 29.04.2011 года составляет:
в среднем на душу населения - 6709;
трудоспособное население - 7240;
пенсионеры - 5264;
дети - 6607.
Ежемесячное пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Это единственный вид пособия гражданам, имеющим детей, право на получение которого определяется в зависимости от дохода семьи. За последние годы изменился его размер, ежегодно, начиная с 2008 года, пособие индексируется:
Размер пособия (руб.) в 2001- 2007: обычное 84 рубля; в повышенном размере 168 рублей.
Размер пособия в 2008: обычное 160 рублей; в повышенном размере 240 рублей.
Размер пособия в 2009: обычное 200 рублей; в повышенном размере 300 рублей.
Размер пособия в 2010: обычное 220 рублей; в повышенном размере 330 рублей.
В 2011: обычное 233,2 руб.; в повышенном размере 349,8 руб.
Пособие выплачивается за счет средств бюджета области.
Важные изменения в порядок предоставления данного пособия внесены Постановлением Губернатора Новосибирской области от 05.02.2008г. №34, согласно которому пособие не назначается, а выплата ранее назначенного приостанавливается, если хотя бы один из трудоспособных родителей (опекунов, попечителей, усыновителей) не работает и не состоит на учете в службе занятости населения, кроме занятых уходом за ребенком до 3 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет, ребенком до 14 лет в случае потери кормильца, уходом за лицом старше 80 лет. Однако, с учетом сложившейся в настоящее время ситуации на рынке труда в сельских районах области, пособие назначается и в том случае, если родители не работают, но заняты в личном подсобном хозяйстве.
Это постановление установило обязательство получателей ежегодно подтверждать свое право на пособие, предоставляя сведения о доходах, расширило перечень категорий, имеющих право на получение пособия в повышенном размере - теперь оно, наряду с одинокими матерями, военнослужащими срочной службы предоставлено и родителям в разводе, вдовам и вдовцам, не вступившим в повторный брак. В период 2008-2010 годов ситуация с выплатой данного вида пособия следующая:
2008 год: Сумма выплат: 4284,0 тыс. руб. 1377 получателей;
2009 год: Сумма выплат: 4911,2 тыс. руб. 1010 получателей;
2010 год: Сумма выплат: 5229,7 тыс. руб. 945 получателей.
Таким образом, ситуация с выплатой ежемесячного пособия на ребенка в Усть-Таркском районе характеризуется тенденцией снижения численности получателей, это связано со снижением численности детей в целом по району, и увеличением выплачиваемой суммы.
Через отдел пособий и социальных выплат выплачивается пособие при рождении ребенка, если оба родителя не работают, не служат или обучаются по очной форме обучения. Ежегодно данное пособие индексируется.
Выплата единовременного пособия при рождении ребенка в период 2008-2010г.г.
Размер пособия в 2008 году: 10608,0 руб., сумма выплат: 518,7 тыс. руб., 50 получателей.
Размер пособия в 2009 году: 11987,83 руб., сумма выплат: 511,3 тыс. руб., 42 получателя.
Размер пособия в 2010 году: 13186,62 руб., сумма выплат: 719,3 тыс. руб., 55 получателей.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет предоставляется родителям (опекунам), не подлежащим обязательному социальному страхованию (неработающим) или обучающимся по очной форме обучения.
Размер пособия значительно увеличен в последние годы и градируется в зависимости от того, за каким по счету родившимся ребенком осуществляется уход:
Размер пособия с 01.01.2011г.: 2633,21 руб. при уходе за первым ребенком. 5266,40 руб. при уходе за вторым и последующими детьми.
Выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в период 2008-2009г.г.
Сумма выплат в 2008 году: 4409,0 тыс. руб., 116 получателей.
Сумма выплат в 2009 году: 4280,1 тыс. руб., 184 получателя.
Сумма выплат в 2010 году: 5333,8 тыс. руб., 186 получателей.
Проблемы сиротства детей и особенно социального сиротства не теряют свою остроту в последние годы.
В соответствии с федеральным законом от 05.12.2006 года №207 выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (при оформлении опеки, попечительства, передаче ребенка в приемную семью), размер пособия с 01.01.2011 года составляет 14043,76 рублей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Ежегодно в районе увеличивается количество семей, взявших на воспитание детей, по разным причинам оставшихся без попечения родителей.
Выплата единовременного пособия при передаче ребенка в семью:
2007: Сумма выплат 38,4 тыс. руб., 4 получателя.
2008: Сумма выплат 187,8 тыс. руб., 18 получателей.
2009: Сумма выплат 260,5 тыс. руб., 23 получателя.
2010: Сумма выплат 328,5 тыс. руб., 26 получателей.
В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих образовательные учреждения дошкольного образования, с 2007 года родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы на первого ребенка в размере 20% от внесенной родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка, на второго ребенка - в размере 50% и на третьего и последующих детей – в размере 70%. В связи с открытием в районе детских садов, дополнительных групп в действующих, количество получателей компенсации ежегодно возрастает:
2008 год: 270,5 тыс. руб., 214 получателей. Кол-во ДДУ в районе: 10.
2009 год: 281,6 тыс. руб., 336 получателей. Кол-во ДДУ в районе: 14.
2010 год: 379,5 тыс. руб., 378 получателей. Кол-во ДДУ в районе: 14.
С 2008 года существенная государственная поддержка предусмотрена для семей военнослужащих, проходящих службу по призыву:
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего.
2008 год: размер пособия: 16800,0 руб. Сумма выплат: 0. Количество получателей: 0.
2009 год: размер пособия: 18984,0 руб. Сумма выплат: 37,9 тыс. руб. Количество получателей: 2.
2010 год: размер пособия: 20882,40 руб. Сумма выплат: 20,8 тыс. руб. Количество получателей: 1.
1 квартал 2011 года: размер пособия: 22239,76 руб.
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в возрасте до 3 лет:
2008 год: размер пособия: 7200,0 руб. Сумма выплат: 0. Количество получателей: 0.
2009 год: размер пособия: 8136,0 руб. Сумма выплат: 91,9 тыс. руб. Количество получателей: 2.
2010 год: размер пособия: 8949,60 руб. Сумма выплат: 248,3 тыс. руб. Количество получателей: 2.
1 квартал 2011 года: размер пособия: 9531,32 руб. Сумма выплат: 50,1 тыс. руб. Количество получателей: 2.
В соответствии с законом Новосибирской области от 11.11.2004г. №225-ОЗ «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов семей погибших военнослужащих» ребенку сотрудника ОВД, погибшему при исполнении служебного долга на территории Северо-Кавказского региона, предоставляется ежемесячное пособие в сумме 1590 руб.
На основании постановления администрации Новосибирской области от 18.05.2006 г. №38-па выплачивается дополнительное пособие при рождении ребенка молодым семьям (при условии, что один из родителей (единственный родитель в неполной семье не достиг возраста 30 лет):
- 6000 рублей при рождении первого ребенка;
- 12000 рублей при рождении второго;
- 18000 рублей при рождении третьего и последующих детей.
Выплата дополнительного пособия при рождении ребенка молодым семьям.
2008 год: Сумма выплат: 1284,0 тыс. руб., 146 получателей.
2009 год: Сумма выплат: 855,3 тыс. руб., 98 получателей.
2010 год: Сумма выплат: 1362,0 тыс. руб., 155 получателей.
Пособие не выплачивается лицам, лишенным родительских прав, в том числе в отношении ранее родившихся детей, и родителям, дети которых находятся на полном государственном обеспечении.
В целях поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Новосибирской области выплачивается ежемесячная социальная выплата на ребенка-инвалида (250 руб.) и ежемесячная дотация на питание детям с онкогематологическими заболеваниями и инсулинозависимой формой сахарного диабета (500 руб.):
2008 год: Сумма выплат: 96,4 тыс. руб., 30 получателей.
2009 год: Сумма выплат: 120,5 тыс. руб., 29 получателей.
2010 год: Сумма выплат: 120,3 тыс. руб., 26 получателей.
2008 год был объявлен Годом Семьи. На территории области были установлены дополнительные виды единовременной материальной помощи многодетных семей:
- в связи с поступлением ребенка в первый класс выплачивается 5 тысяч рублей на ребенка;
- при поступлении ребенка в высшее учебное заведение: 10 тысяч рублей.
Малообеспеченным семьям с детьми за счет средств областного бюджета оказывается материальная помощь. В основном, средства выделяются для оплаты проезда на лечение, на подготовку детей к школе, на ремонт печей и т.п.
Предоставление материальной помощи семьям с детьми 2008-2010г.г.:
2008 год: Сумма 641850,0 руб., 257 семей.
2009 год: Сумма 339919,0 руб., 123 семьи.
2010 год: Сумма 271908,0 руб., 93 семьи.
1 квартал 2011 года: Сумма 41900,0 руб., 19 семей.
В Новосибирской области реализуется пилотный проект по оказанию материальной помощи на основе Социального контракта о взаимных обязательствах малообеспеченным семьям с детьми. В качестве пилотных определены 6 районов области, в том числе наш. Максимальный размер материальной помощи на основе Социального контракта не может превышать десятикратной величины прожиточного минимума, установленной на территории области. Материальная помощь может быть использована заявителем в соответствии с индивидуальным семейным планом выхода семьи на самообеспечение для:
- развития подсобного хозяйства;
- осуществления индивидуальной трудовой деятельности.
При отделе создана комиссия по рассмотрению заявлений граждан, желающих участвовать в проекте. Отбор заявителей осуществляется с учетом комплексной оценки домохозяйства заявителя, положительного социального статуса семьи, результативно-ориентированной мотивации индивидуального семейного плана, реальности его выполнения.
Работа по проекту будет проводиться в течение года, для реализации проекта в апреле т.г. поступили денежные средства в сумме 100,0 тысяч рублей.
В соответствии с изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве в 2010 году, на территории области действует новый порядок выделения путевок детям, он существенно расширил возможности по организации отдыха и оздоровления детей в стационарных лагерях и санаторных учреждениях области, так в 2010 году семьям с детьми было предоставлено 186 путевок на сумму 2 млн.644 руб.
На территории района более 4000 человек являются получателями мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе многодетные, приемные семьи, семьи с детьми-инвалидами (550 получателей с учетом членов семьи).
Денежные средства, направленные на предоставление МСП по ЖКУ многодетным, приемным семьям, семьи с детьми-инвалидами:
2008 год: 566,7 тыс. руб.
2009 год: 702,2 тыс. руб.
2010 год: 2813,5 тыс. руб.
1 квартал 2011 года: 284,0 тыс. руб.
В текущем году 67 семьям с детьми предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячно в среднем по 1518,0 рублей на 1 семью.
Таким образом, в период 2008-2010 годов государственная поддержка семей в связи с рождением и воспитанием детей из средств консолидированного бюджета ежегодно увеличивалась:
Сумма выплат в 2008 году: 11078,0 тыс. руб.;
в 2009: 11400,0 тыс. руб.;
в 2010: 19455,8 тыс. руб.
Административная реформа в Новосибирской области.
В рамках проводимой на территории области административной реформы, основная цель которой – повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых населению, в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2010 №176-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Новосибирской области административных регламентов предоставления государственных услуг» министерством социального развития Новосибирской области утверждены административные регламенты предоставления всех видов государственных услуг, оказываемых отделом. Административный регламент – нормативный документ, определяющий порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги, стандарт ее предоставления, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их предоставления, ответственность государственных служащих за принимаемые решения, формы контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностного лица отдела, а также принимаемого им решения.
Можно отметить, что в целом, предоставление государственных услуг в районе соответствует требованиям административных регламентов.
Исполняются сроки предоставления государственных услуг, требования к перечню необходимых для их оказания документов, в случае принятия отказного решения заявителю в установленные сроки направляется уведомление с указанием порядка обжалования решения отдела (путем подачи жалобы министру, либо в суд общей юрисдикции).
Определенная работа проводится отделом по информированию населения о правах на государственную поддержку.
В целях решения этой задачи в отделе и практически во всех муниципальных образованиях оформлены информационные стенды – «Социальная поддержка семей с детьми», отделом систематически направляются материалы в районную газету (не менее 5 материалов в квартал), проводятся встречи с населением, организуются выступления специалистов на сходах граждан в селах района. С целью обеспечения доступности услуги по консультированию граждан в 2010 году дополнительно установлены 2 телефона.
Востребована населением района новая форма работы отдела Мобильная клиентская служба. Так, в 1 квартале т.г. были организованы выезды специалистов отдела в 14 населенных пункта района, на месте рассмотрено 131 обращение, в т.ч. принято 50 письменных заявлений.
Ежемесячно в отдел поступает более 1000 обращений граждан, более 500 из них - письменные.
Статистика обращений в отдел пособий и социальных выплат в период 2008-2010г.г.:
2008 год: письменные - 6206; устные - 10433; по которым приняты отказные решения - 49.
2009 год: письменные - 7856; устные - 5411; по которым приняты отказные решения - 21.
2010 год: письменные - 6885; устные - 5258; по которым приняты отказные решения - 85.
1 квартал 2010 года: письменные - 1638; устные - 1425; по которым приняты отказные решения - 12.
Анализ представленных данных позволяет сделать следующие выводы:
В последние годы социальная поддержка семей с детьми, стимулирование рождаемости являются ключевыми мерами государственной демографической политики.
Период 2007-2009 г.г. характеризуется установлением на федеральном и областном уровнях власти дополнительных форм поддержки семей с детьми, все пособия, установленные федеральным законодательством, ежегодно индексируются.
Важно отметить, что при назначении перечисленных выше видов пособий не устанавливается принцип приоритетности, т.е. право на получение одного вида пособия не лишает гражданина права на получение других видов пособий.
Обязательства перед населением по выплатам и мерам социальной поддержки выполняются в полном объеме.
Начат процесс предоставления государственной социальной помощи на основе социального контракта, предполагающий ответные социальные обязательства получателя, повышение его ответственности и снижение иждивенческих настроений.
Ежегодно увеличивается объем государственной социальной адресной поддержки семей с детьми в районе, что определенным образом способствует росту социальной защищенности этой категории населения.
О.А. Гридина - начальник отдела пособий и социальных выплат.