В пятницу 1 ноября на видео пресс-конференции министром труда и социальной защиты РФ М.А.Топилиным и заместителем министра А.Н.Пудовым были представлены основные положения законопроектов, внесенных Правительством РФ в Федеральное собрание и Государственную думу, касающиеся новых правил исчисления пенсии и системы формирования пенсионных накоплений граждан. Новый порядок разработан Правительством РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
С 1 января 2015 года в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Перед разработчиками законопроектов стояли непростые задачи:
- гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
- создать условия для дифференцированного подхода в учете пенсионных прав граждан (в зависимости от трудового вклада);
- создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
- сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
- повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии:
- совершенствовать систему формирования пенсионных накоплений граждан.
Во-вторых, это размер трудового стажа. К 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет (он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год).
В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал. Так, за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы.
Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются:
— 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
— 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
— 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка.
Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией. И еще одно важное условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста - это необходимость сформировать пенсионные права в объёме не менее 30 пенсионных коэффициентов.
Следует обратить также внимание, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.
И, в-третьих, важное значение будет иметь стоимость пенсионного коэффициента, которая будут устанавливаться ежегодно Правительством РФ. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на бонусный коэффициент за отложенную пенсию (если он есть) и на стоимость годового пенсионного коэффициента. Важно отметить, чтобы избежать ненужных опасений, что стоимость пенсионного коэффициента не может быть уменьшена и будут ежегодно расти с учетом инфляции и доходности ПФР».
«Ключевым же документом, - отметил министр труда и социальной защиты РФ Максим Анатольевич Топилин, - является законопроект о накопительной части пенсии и акционировании негосударственных пенсионных фондов. Ответ на вопрос, зачем нужна эта сложная процедура акционирования НПФ, достаточно прост. Это необходимо для того, чтобы мы не получили так называемую ситуацию «обманутых дольщиков». Действующая система сохранности пенсионных накоплений всю ответственность перекладывает на государство и пенсионный фонд, при этом сам НПФ не гарантирует сохранность средств и при банкротстве просто «умывает руки». На мой взгляд, пенсионные накопления граждан требуют более серьезного подхода к вопросу сохранности средств, Именно с этой целью и разработана система, включиться в которую негосударственные пенсионные фонды смогут только пройдя процедуру акционирования и соблюдения ряда условий для того, чтобы иметь право «работать» с пенсионными накоплениями граждан».
На период, когда негосударственные пенсионные фонды будут проходить предусмотренные законодательством процедуры, средства пенсионных накоплений граждан будут направлены в ПФР в полном объеме. «Никакой конфискации пенсионных прав не предусматривается, - особо подчеркнул Максим Топилин, - НПФ должны подтвердить свою надежность и тогда вновь приобретут право работать с пенсионными накоплениями граждан. После этого средства пенсионных накоплений будут направляться в ту управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, который выберет само застрахованное лицо при условии, что его «инвестор» вошел в систему гарантирования средств пенсионных накоплений».
Система формирования пенсионных накоплений в соответствии с разработанными законопроектами подвергнется изменениям и в части выбора тарифа на накопительную часть трудовой пенсии. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда. Из них 6% тарифа у граждан 1967 года рождения и моложе идут на формирование накопительной части пенсии, остальные 16% – на формирование страховой части. Новые правила формирования пенсии предлагают гражданину сделать самостоятельный выбор: включаться ему в систему формирования пенсионных накоплений или нет, ведь сейчас он включается автоматически – работодатель уплачивает за всех граждан 6% на накопительную часть пенсии. Сегодня предлагается, что гражданин может отказаться от включения в систему формирования пенсионных накоплений и все 22% направить на формирование страховой пенсии. «Хотелось бы отметить для всех россиян, - заметил министр, - что процедура выбора продлена ещё на 2 года, а те граждане, кто только начинает свою трудовую деятельность, имеют право сделать этот выбор в течение 5 лет с момента трудоустройства».
Немаловажным является и то, как будет решаться вопрос с пенсиями уже «действующих» пенсионеров. На это вопрос ответил замминистра А.Н. Пудов: «Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет применяться к тем, кому только предстоит выйти на пенсию в 2015 году и далее. При этом никакого уменьшения уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров не произойдет: пенсия будут выплачиваться в прежнем размере. Мало того, новые правила не отменяют процесса ежегодной индексации пенсий. Они будут проводиться в прежнем порядке. Так, на 2014 год, запланирована индексация размеров трудовых пенсий в целом на 8,1%. Тем гражданам, у которых пенсионные права уже сейчас формируются, следует быть уверенными: при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав - все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться!».
«Органы ПФР, - в завершение конференции подчеркнул управляющий ОПФР по Новосибирской области А.Г. Терепа, - готовы к полному учету всех персонифицированных пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования. При этом все права будущих пенсионеров, заработанные ими на сегодняшний день, уже зафиксированы в системе ПФР и будут в полном объеме учтены при установлении пенсии и по действующим нормам закона, и при вступлении в силу новых правил формирования пенсии».
Управление ПФР в Усть-Таркском районе