(по документам районного архива)
После октябрьских событий 1917 г. отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви. Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. В.И. Ленину направлено письмо, где прямо предупреждали властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г. в Москве второй сессии Поместного собора патриарх Тихон призвал «верующих чад Православной Церкви с такими извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение». Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью. Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади.
Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи с церковью и, прежде всего, с православной. Борьба с церковью достигла кульминации в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. В ходе изъятий религиозные организации лишились имущества и драгоценностей на огромные суммы. Была создана Антирелигиозная комиссия Политбюро ЦК РКП (б), которая стремилась парализовать церковную жизнь граждан России. Антирелигиозная деятельность стала официальной государственной политикой. Молодежь воспитывалась в духе атеистического мировоззрения. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», согласно которому все религиозные организации объявлялись контрреволюционной силой. Оно стало приговором для многих священнослужителей, которых облагали непосильными налогами, в случае неуплаты которых - могли арестовать, а приходы - закрыть. И все же в тяжелейших условиях Русская православная церковь продолжала пастырское служение, используя любые возможности для духовного окормления своих чад. Первые послабления для церкви и верующих наступили только в годы Великой Отечественной войны. Постановление «О религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями, в частности Указом Президиума ВС РСФСР от 23 июня 1975 года, действовало вплоть до распада СССР.
Рассмотрим вопрос о взаимоотношении органов государственной власти и религии в нашем Усть-Таркском районе по документам районного архива.