У Старка
 
 
 

О взаимоотношении органов власти и религии в районе

дата: 3.04.2012, 23:45 | просмотры: 2164 | категория: История района

0
(по документам районного архива)

После октябрьских событий 1917 г. отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви. Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. В.И. Ленину направлено письмо, где прямо предупреждали властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г. в Москве второй сессии Поместного собора патриарх Тихон призвал «верующих чад Православной Церкви с такими извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение». Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью. Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади.

Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи с церковью и, прежде всего, с православной. Борьба с церковью достигла кульминации в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. В ходе изъятий религиозные организации лишились имущества и драгоценностей на огромные суммы. Была создана Антирелигиозная комиссия Политбюро ЦК РКП (б), которая стремилась парализовать церковную жизнь граждан России. Антирелигиозная деятельность стала официальной государственной политикой. Молодежь воспитывалась в духе атеистического мировоззрения. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», согласно которому все религиозные организации объявлялись контрреволюционной силой. Оно стало приговором для многих священнослужителей, которых облагали непосильными налогами, в случае неуплаты которых - могли арестовать, а приходы - закрыть. И все же в тяжелейших условиях Русская православная церковь продолжала пастырское служение, используя любые возможности для духовного окормления своих чад. Первые послабления для церкви и верующих наступили только в годы Великой Отечественной войны. Постановление «О религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями, в частности Указом Президиума ВС РСФСР от 23 июня 1975 года, действовало вплоть до распада СССР.

Рассмотрим вопрос о взаимоотношении органов государственной власти и религии в нашем Усть-Таркском районе по документам районного архива. В районе имели место случаи закрытия и разрушения церквей. В сохранившихся документах Еланского сельсовета Усть-Таркского района за 1936 г. обнаружены протоколы заседаний Президиума Еланского сельсовета, где на общих собраниях избирателей жителей с. Еланки, деревни Николо-Гавриловки, колхозников колхозов Парижской коммуны и имени Шевченко рассмотрен вопрос о сборе цветного металла, где большинством голосов принято решение: «так как колокола на церкви не дают никакой пользы, поэтому колокола снять и передать в распоряжение страны Советов, а церковь закрыть и передать в распоряжение сельсовета для культурных учреждений».

В архивном фонде Усть-Таркской районной государственной статистики хранится «дифекетная ведомость» (так в документе), где речь идет о том, что помещение Усть-Таркского Дома культуры совершенно не пригодно не только для культурного обслуживания, но и как жилое помещение. В документе указано, что «помещение Дома культуры в селе Усть-Тарка – бывшая церковь, деревянная, построена в 1862 году. Помещение в силу давности пришло в состояние полной ветхости: бревна нижние шесть рядов, простенки и потолок прогнили. Высота помещения 21 метр, в силу чего нельзя построить печи, чтобы отопить помещение». Ведомость датируется 9 октября 1940 г. и подписана заведующим районо Пьянковым, директором Дома культуры Линесенко и техником-строителем Мухиным.

По документам Усть-Таркского райисполкома можно наблюдать, что разобраны и сломаны церкви в с. Камышево в 1954 г., в с. Кушаги и в д. Воробьи в 1955 г., в д. Ново-Александровка в 1956 г.

О взаимоотношении органов власти и религии в районе

О взаимоотношении органов власти и религии в районе

Решением Усть-Таркского РИКа от 27.08.1965 г. № 190 утверждена в районе комиссия по религиозным культам, председателем которой назначена Кулешова (имя и отчество не указаны).

В район направлено разъяснение от 21 июня 1966 г. о новом порядке регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий и домов согласно утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 361 от 10 мая 1966 г. нового положения о Совете по делам религий. Также направлен материал на 10 листах для докладов и бесед советским активом по вопросам советского законодательства о культах, где сказано, что «за религиозные убеждения нельзя наказывать людей, нельзя привлекать к административной и уголовной ответственности. Наказывать нужно за нарушение советских законов о культах». «Ошибочно считать, что нарушение относится только к религиозным обществам и служителям культа, оно в равной степени относится к советским административным и другим нашим работникам, которые также обязаны эти законы строго выполнять. …Советские органы должны следить за тем, чтобы всем гражданам была обеспечена свобода совести, не допускать незаконного снятия с регистрации и закрытия церквей, мечетей и других молитвенных зданий и помещений, а также оскорблений чувств верующих».

В архивном фонде Усть-Таркского райисполкома хранятся документы комиссии по религиозным культам за 1966, 1974-1975, 1979-1980, 1982- 1983 г.г.

В 1974 г. председателем комиссии исполкома районного Совета по контролю за выполнением законодательства о религиозных культах назначена Михайлова Нина Дмитриевна, заведующая отделом культуры; заместителем – Хоменко Нина Львовна, завуч Усть-Таркской средней школы. Членами комиссии являлись Иванова Нина Яковлевна - архитектор райисполкома; Уфимцев Александр Иванович – заведующий парткабинетом РК КПСС, Несмеянова Мария Семеновна – заведующая районной библиотекой, Суркова Лариса Петровна – врач районной больницы, Арбатский Анатолий Степанович – директор районной киносети. В 1978 г. председателем данной комиссии утвержден Бушмакин Сергей Васильевич.

На запрос Новосибирского облисполкома о состоянии религиозности в районе отправлена информация, что «за 1974 г. в Усть-Таркском районе зарегистрированных обществ и групп нет. Профилактические мероприятия в районе проводятся. Законодательство о культах изучалось на семинарах с руководителями общественных организаций. Прочитано лекций и докладов на антирелигиозные темы более 50, в Домах культуры, клубах проводятся устные журналы, торжественные регистрации детей и регистрации браков».

В информации о состоянии религиозности в Усть-Таркском районе за 1980 г. указано, что «в районном центре действуют две группы лютеранской церкви, в их составе около 40 человек, в том числе 48% мужчин и 52% женщин. По роду деятельности в группах 57% пенсионеров, 43% рабочих и служащих. Верующие родители оказывают отрицательное влияние на своих детей, которые не вступают в пионеры и в комсомол. С членами лютеранских групп в помещении райисполкома в июле 1980 г. проведено собрание, где верующим было разъяснено законодательство о культах». Членами комиссии по контролю за соблюдением законодательства о культах изучался характер проповеднической деятельности этих групп, пять раз за год посещались молитвенные собрания лютеран, которые проходили три раза в неделю (среда, суббота, воскресенье) по очереди в домах верующих. «За 6 месяцев 1980 г. проведено 148 молитвенных собраний. Группы лютеран села Усть-Тарки поддерживают связи с верующими г. Токмак Киргизской ССР и Омской области». Руководители лютеранских групп приглашались в райисполком на беседу по вопросу проведения регистрации действующих групп в установленном законом порядке. Однако наблюдались уклонения от регистрации групп. Принято решение о рассмотрении административной комиссией райисполкома вопроса об отказе от регистрации лютеранских групп и принятии мер административного воздействия к ним.

Небольшие группы лютеран действовали в селах Щербаки и Козино Усть-Таркского района.

В семьях татар, проживающих в селах Октябрьское, Мирный, Янабино Дубровинского сельского Совета, соблюдаются свои национальные обряды. При проверке фактов нарушения советского законодательства при исполнении обрядов не установлено.

На часть населения района оказывает влияние русская православная церковь (крещение детей, отпевание умерших в церквях).

Из областного центра в комиссию исполкома по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах направлены сведения по Усть-Таркскому району об окрещенных в православных церквях краев и областей (в 1974 г. 5 человек взрослых и детей, в 1975 г. и в 1979 г по 3 чел.) с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места проживания. Рекомендовано данной комиссии с участием советского актива изучить причины, побудившие этих лиц совершить религиозные обряды, также рекомендовано не нарушать конституционных прав граждан о свободе совести, не допускать оскорбления чувств верующих.

Данной комиссией разработаны мероприятия, включающие выявление сектантов – сторонников «Совета церквей», направленные на воспитательную работу с рядовыми сектантами и на привлечение руководителей, которые занимались «антиобщественной деятельностью», к административной ответственности. В мероприятия включены лекции «Библия и медицина», «В чем счастье человека», «Атеистическое воспитание в семье», «Суеверие и предрассудки», «Молодежь и атеистическое воспитание» и другие; вечера вопросов и ответов на тему «Медицина и религия».

Работа по атеистическому воспитанию среди взрослого населения и школьников до конца 80-ых г.г. проводилась учреждениями культуры, библиотечными работниками и киноработниками (киносеть) – беседы и лекции, кинофильмы на атеистические темы; отделом народного образования совместно с районным обществом «Знание»; медицинскими учреждениями района – беседы о пропаганде советских обрядов в роддомах, борьба со знахарством.

1990-е годы – сложнейший и противоречивый период в жизни не только Русской Православной Церкви, но и России в целом: дважды менялось Российское Законодательство о религии (в 1990 г. и 1997 г.). Перемены в законодательстве способствовали возрождению монастырей, приходов.

Благодаря судьбоносным изменениям в стране, началась повсеместная активизация деятельности Церкви, начался активный процесс открытия и реставрации поруганных в годы советской власти православных святынь – храмов и монастырей. Благотворные перемены происходят и во взаимоотношениях с властями. Направляемые в адрес администрации Усть-Таркского района ходатайства о передаче строений и о других церковных нуждах благожелательно рассматриваются и разрешаются благодаря личному вниманию главы района А.П.Турлакова. В районном центре, в селе Усть-Тарка открыт приход на радость верующему народу, где проходят богослужения, наблюдается приток все большего количества людей. Это объясняется тем, что в общественном сознании начали происходить значительные перемены во взгляде на религию, верующих перестали считать неполноценными людьми, они получили возможность открыто исповедовать свои убеждения, не опасаясь того, что последствием этого будет ущемление их гражданских прав и свобод. Растет количество людей, желающих креститься, венчаться, отпевать своих усопших родственников.

В районе появилась потребность в храме. В районном центре Усть-Тарка начато строительство православного храма. Начат процесс возрождения церковной жизни, возрождения православия на усть-таркской земле.

Галина Коначкова
начальник отдела архивной
службы администрации района

Наталья

Информация
Комментировать статьи возможно только в течение 90 дней со дня публикации.